|
Воден выделяет пять отличительных признаков
суверенитета. Первый из них – издание законов, адресуемых всем без исключения
подданным и учреждениям государства. Второй – решение вопросов войны и мира.
Третий – назначение должностных лиц. Четвертый – действие в качестве высшего
суда, суда в последней инстанции. Пятый – помилование. К своей трактовке суверенитета
государственной власти Боден делает ряд важных добавлений и уточнений. Одно из
них касается тех требований, которые непременно должны соблюдаться суверенной
государственной властью. Например, последней вменяется блюсти (при всей ее
неограниченности, абсолютности) законы божественные и естественные. Вместе с
тем суверенной государственной власти, стоящей выше всяких человеческих законов
и свободно распоряжающейся жизнью и смертью своих подданных, нельзя вмешиваться
в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости, и в особенности взимать подати с
подданных без их согласия, помимо воли собственника. С точки зрения Бодена,
единство, неделимость суверенитета государственной власти на практике
совмещаются с дифференциацией власти и управления, которые не всегда находятся
в тождестве. Обычно носитель суверенной власти поручает временно и на
определенных условиях осуществление некоторых функций власти назначаемым
должностным лицам. Без соответствующего поручения суверена должностные лица
ничего не могут делать ни в отношении подданных, ни в отношении друг друга. Издание общеобязательных законов относится к
первому по значимости отличительному признаку суверенитета. Суверен издает
законы, но не создает право. Боден строго их различает, понимает их
разнокачественность. Право "несет с собой справедливость, а закон –
приказ". Как глубокий политический мыслитель Боден не
мог не поставить вопрос о том, где коренится, как появляется суверенитет и
способен ли он к отчуждению, передаче. На первую часть вопроса ответ таков:
"Суверенитет кроется в совокупности свободных и разумных существ,
составляющих народ". Упоминание тут о народе отнюдь не свидетельствует о
том, что Боден– приверженец народовластия. На вторую часть поставленного
вопроса он отвечает следующим образом: "Эту верховную и постоянную власть
над гражданами с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан
без всяких ограничений так же, как может это сделать собственник, желающий
кого-либо одарить". Таким "одним из граждан" у Бодена
оказывается монарх. Вот его аргумент в пользу монархии. Подобно тому, как во
Вселенной над всем властвует бог, а. на небе – солнце, так и у особей,
образующих общность, должен быть один правитель. Боден – убежденнейший
сторонник действительно суверенной (в его трактовке – абсолютистской)
монархической власти. Отсюда вовсе не вытекает категорическое отрицание им в
условиях монархизма отдельных элементов аристократических и демократических
фирм правления. Аристократические элементы возможны, в частности, когда
государь назначает на должности только знатных, лучших, богатых;
демократические элементы начинают присутствовать в государственном управлении,
если монарх открывает доступ к должностям практически всем свободным и разумным
индивидам. По способу осуществления власти Боден делит
все государства на три вида: законные, вотчинные (сеньоральные), тиранические.
Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам
суверена, а сам суверен – законам природы, сохраняя за своими подданными их
естественную свободу и собственность. Вотчинные государства суть те, в которых
суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как
отец семейства семьей. В тиранических государствах суверен презирает
естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их
собственностью – как своей. Лучшим, по мнению Бодена, является такое
государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет
аристократический или демократический характер. Такое государство он называет
королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который
боится бога, "милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел
в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в
данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям,
страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем
справедлив". |
Реклама: |