|
Кальвинистская идеология сыграла в истории
заметную роль. Она существенно содействовала совершению первой буржуазной
революции в Западной Европе – революции в Нидерландах и утверждению в этой
стране республики. На ее основе возникли республиканские партии в Англии, и
прежде всего в Шотландии. Вместе с другими идейными течениями Реформации
кальвинизм подготовлял тот "мыслительный материал", на почве которого
в XVII–XVIII вв. сложилось классическое политико-юридическое мировоззрение
буржуазии. 4. Боден и его учение о государствеВ последней трети XVI столетия Франция с
проникновением в нее кальвинизма оказалась ареной ожесточенного религиозного
противоборства. Не на жизнь, а на смерть конфликтовали, с одной стороны,
католики, с другой – протестанты. Никто из них не признавал принципа
веротерпимости, т. е. не соглашался с равнозначимостью, равнодостоииством и
равноправием различных конфессий. Это противоборство, своей остротой и
масштабами походившее на гражданскую войну, создавало реальную угрозу жизни
самого государства. Все яснее становилось, что только мир мог сохранить и
религию, и разнообразные течения в ней. Мир в общественном сознании приобретал
характер приоритетной ценности. Надежда же на обеспечение мира и общих
интересов страны, а не отдельных групп ее населения, связывалась с монархом. Но
с таким, воля которого могла бы стать единственным и обязательным законом для
всех подданных, которая исключала бы вероятность любого сопротивления законной
королевской власти. Формировалось мнение, что даже тирания лучше гражданской
войны, ввергающей нацию в хаос, несущей ей распад. Теоретическое обоснование того, каким образом
королевская власть сумеет быть способной в любом случае защищать и осуществлять
общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей,
предпринял выдающийся французский политический мыслитель Жак Боден
(1530–1596). Взгляды на государство, на пути и методы упрочения
централизованной монархической власти изложены им в главном его труде
"Шесть книг о республике" (1576). Под "республикой" Боден
здесь имеет в виду то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т.е.
государство вообще. Открывается труд дефиницией государства. По
Бодену, "государство есть управление множеством семейств и тем, что
является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно
праву". Фактически все "Шесть книг о республике" посвящены
раскрытию смысла и содержания этого определения. В первой рассматриваются
основы социальной общности. Во второй – формы государства. В третьей –
институты. В четвертой – перемены в устройстве государства и контроль за ними.
В пятой – приспособление к обстоятельствам и задачи государства. В шестой,
последней, – средства власти и вопрос о лучшей государственной форме. Ячейкой государства у Бодена выступает семья
(домохозяйство). По своему статусу глава семьи – прообраз и отражение
государственной власти. Государственность как организация возникает посредством
договора, и высшая ее цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие
людей, но чтобы, гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения
извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Последнее традиционно
заключается в познании бога, человека и природы, а в конечном итоге – в
почитании бога. Не должно быть никаких поводов для выступления против
государства. В особенности еще и потому, что оно суверенно. Разработка проблемы суверенитета
государства – крупнейший вклад Бодена в развитие
политико-теоретического знания. "Суверенитет, – утверждает Боден, – есть
абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием
(достоинством)... означающим высшую власть повелевать". Абсолютность суверенитета
имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для
проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет место тогда, когда
суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока;
временная власть, устанавливаемая на какой-то определенный период, не может
сохраняться в качестве верховной силы. Суверенная власть, по Бодену, есть также
власть единая. В том смысле единая, что ее прерогативы принадлежат только ей;
она не может (не должна) эти прерогативы делить с кем бы то ни было; она не
может (не должна) допускать никаких органов, которые стояли бы над нею или
стояли рядом и конкурировали с ней. |
Реклама: Антиплагиат ру вуз еще здесь. |