|
По иронии судьбы вышло так, что отмеченные
сейчас (и иные подобные им) особенности Макиавелли как практического деятеля и
политического писателя запечатлелись главным образом в
"Рассуждениях...", "Истории Флоренции" и в некоторых других
его произведениях. Однако наибольший след в развитии мировой политической мысли
оставили, конечно, не они, а макиавеллиевский "Государь". Но в нем-то
как раз республикански-демократические мотивы, гражданско-гуманистические ноты
звучат максимально приглушенно (если звучат вообще). Тут нет ничего
удивительного. Макиавелли писал его вовсе не для прославления демократических и
республиканских ценностей, не ради апологии права и гуманизма. ".Государь" при первом ознакомлении
с ним предстает трактатом (скромным по объему) о роли, месте и значении
правителя, главы государства в Италии и Европе XVI в. Более внимательное его
изучение показывает: в человеческих качествах и поведении государя Макиавелли
на свой лад раскрывает черты, закономерности политической деятельности
персонифицированного в нем (т. е. в правителе) самого государства. В этой
установке на выявление природы государства, а не в составлении портрета нужного
стране правителя и даче ему советов, приспособленных к злобе дня, заключается
глубокий концептуальный смысл "Государя". Дальше разговор будет идти
в основном о нем. Мировоззренческая позиция Макиавелли при
рассмотрении им вопросов политики, государства – позиция религиозного
индифферентизма. Он практически исключает религиозную точку зрения из арсенала
своих объяснительных средств. Главный авторитет для него – опыт истории.
Трактовка политики отделяется таким образом от теологии, религиозная
аргументация устраняется из государствоведения. Макиавелли постулирует новый,
по существу не известный ни античным писателям, ни мыслителям средневековья,
закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят
не по воле божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно,
под воздействием "действительного хода вещей, а не воображаемого". Постулат самостоятельной трактовки политики,
принятый Макиавелли, побудил его отъединить государство-ведение не только от
теологии. Это же он делает по отношению к этике. С его точки зрения, неуместно,
нереалистично осмысливать и решать политические проблемы, находясь в кругу
моральных критериев и суждений, ибо власть, политика, технология политического
господства (им в первую очередь посвящен "Государь") – изначально
явления внеморального плана. Автор "Государя" мало озабочен
решением этических вопросов. Главное для него выяснить: "какими способами
государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними".
Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фундамента власти. Власть
государя "должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же
власти во всех государствах... служат хорошие законы и хорошее войско. Но
хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и, наоборот, где есть
хорошее войско, так хороши и законы". Логично, что у Макиавелли опора
законов (так же, как опора государственной власти) – армия, вооруженная сила. О
праве, справедливости и т. п. речи нет. Есть ряд политических приемов, с помощью
которых государь в состоянии достичь высшей своей цели. Государь, "если он
хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра".
Чтобы удержаться у власти, благоразумный государь не станет пренебрегать теми
пороками, которые на деле обеспечивают ему благополучие и безопасность. Не грех
государю "ради сохранения государства" пойти против своего же слова.
Поскольку о действиях всех людей заключают по результатам, "пусть государи
стараются сохранить власть и одержать победу"; надо заимствовать из
истории все наилучшее и наиболее достойное для сохранения государства.
Государственная власть должна быть твердой и решительной; содействовать этому
призвано – помимо всех прочих мер – ее прославление и возвеличивание. Для
Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой
ценой – доминирующий интерес государственности. |
Реклама: |