|
В миропонимании Возрождения считалось, что
судьба человека должна предопределяться не его знатностью, происхождением,
званием, конфессиональным статусом, а исключительно его личной доблестью,
проявляемой активностью, благородством в делах и помыслах. Приобрел
актуальность тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства индивида –
гражданственность, бескорыстное инициативное служение общему благу. В свою
очередь, под понятие общего блага стало подводиться представление о государстве
с республиканским устройством, опирающемся на принципы равенства (в смысле
ликвидации сословных привилегий и ограничений) и справедливости. Гарантии же
равенства и справедливости, залог свободы личности усматривались в издании и
соблюдении законов, содержание которых согласуется с естеством человека. В
рамках возрожденческого миропонимания была обновлена стародавняя концепция
общественного договора. С ее помощью объяснялись как причины возникновения
государства, так и легитимность государственной власти. Причем ударение
ставилось на значении свободного изъявления своей воли всеми организующимися в
государство людьми, обычно добрыми по природе. Несколько по-иному обстояло дело в идеологии
Реформации. В ней, правда, признавалась известная ценность земной жизни и
практической деятельности людей. Признавалось право человека самому принимать
решения по важным для него вопросам, отчасти отдавалось должное определенной
роли светских учреждений. Такие и аналогичные им положения позволяют говорить о
том, что дохристианские и внехристианские авторы оказали некоторое влияние на
политико-юридическую мысль Реформации. Но все же главным ее источником было
Священное Писание, Библия (в особенности Новый Завет). При общей оценке социально-исторического
значения политических и правовых идей Возрождения и Реформации необходимо
пояснить, какое конкретно содержание подразумевается, когда эти идеи аттестуются
как раннебуржуазные. Во-первых, "ранняя буржуазность" означает
отрицание феодально-средневековых экономических порядков, политико-юридических
институтов, духовных ценностей с позиций более высоко стоящего на исторической
лестнице общества – с позиций буржуазного строя. Во-вторых, она предполагает
совпадение по ряду пунктов жизненных интересов разнородных социальных групп,
подвергавшихся в феодальную эпоху эксплуатации, угнетению, притеснениям,
ограничениям. В-третьих, "ранняя буржуазность" предполагает
неразвитость (либо вообще отсутствие) тех специфических экономических,
политических, социальных и других отношений, которые вызревают и становятся
господствующими с победой буржуазного способа производства, буржуазного образа
жизни. Своеобразие и величие многих идей Возрождения и Реформации,
сопровождавших и ускорявших начало возникновения новой эпохи всемирной истории,
как раз и состоит в том, что они еще открыты для восприятия общечеловеческих
социокультурных ценностей и благоприятствования им. 2. Новая наука о политике. Н. МакиавеллиВ истории концепций государства и права
немного найдется таких, которые вызывали бы столь яростные споры их
приверженцев и противников, доброжелателей и радикальных критиков, как
политические идеи знаменитого итальянского мыслителя Никколо
Макиавелли (1469– 1527). Большой знаток античной литературы,
дипломат и политик (в частности, 14 лет работы на посту секретаря Флорентийской
республики), он вошел в историю политико-юридической мысли как автор ряда
замечательных трудов: "Государь" (1513), "Рассуждения о первой
декаде Тита Ливия" (1519), "История Флоренции" (первое издание –
1532) и др. Исследователи согласны в том, что творческое
наследие Макиавелли по своему духовному содержанию весьма противоречиво.
Объяснение этому ищут в характере самой личности писателя, во влиянии на него
драматически сложной эпохи, современником и вдумчивым аналитиком которой он
был. Отмечают его пламенную любовь к отечеству, тяжко страдавшему от внутренних
междоусобиц, неистовства мелких тиранов, вмешательства церкви в светские дела,
вторжений иноземных держав. Также не без оснований подчеркивают его симпатии
республиканскому строю, отдельным демократическим институтам. |
Реклама: |