|
Государство (введение самого термина stato, т. е. "государство" в политическую науку
Нового времени связывают с Макиавелли) выступает монополистом публично-властных
прерогатив. Оно трактуется в "Государе" преимущественно в значении
аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Такой государственный
аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников,
прочих должностных лиц, другими словами, то, что современным языком можно было
бы назвать центральной администрацией. Этому аппарату, а вернее, конечно,
государю, распоряжающемуся им, принадлежит публичная власть – право командовать
государством, страной по своему усмотрению. Государь не должен допускать того,
чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан
концентрировать ее всю только у себя. Симпатии свои Макиавелли отдает тем
единолично управляемым государствам, "где государь правит в окружении
слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности,
помогают ему управлять государством". Управляя с помощью слуг, государь
"обладает большей властью, так как подданные по всей стране знают лишь
одного властелина; если же повинуются его слугам, то лишь как чиновникам и
должностным лицам, не питая к ним никакой привязанности". Государь просто
поручает своим чиновникам и должностным лицам практическое выполнение его (и
только его) воли. В "Государе" мало говорится о
деятельности правителя, обращенной непосредственно к потребностям и интересам
самих управляемых (народа, знати, войска и проч.). По отношению к управляемым
Макиавелли советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа.
При этом правителю следует пребывать в убеждении, что знать – честолюбива, а
народ – необузданная масса. Ему следует хорошо помнить, что в мире нет ничего,
кроме черни, которая прельщается внешними эффектами и успехом. Умелый государь
занимается наведением порядка в стране (городе), исключающим совершение
преступлений должностными и частными лицами. Он ограждает подданных от грабежа
чиновников, предоставляет обиженным возможность взывать к его (государя) суду.
Плох тот правитель, который не столько опекает своих подданных, сколько обирает
их, который не ищет путей их умиротворения. Обеспечивая спокойствие в стране,
государь тем самым повышает авторитет верховной (т. е. своей) власти.
Набор благодеяний, идущих от государства к
подданным, узок. Военные и полицейско-охранительные меры (обеспечение внешней
безопасности, устранение внутреннего беспорядка), покровительство ремеслам,
земледелию и торговле – вот почти и все. В этом наборе нет, например, места
такому благодеянию, как предоставление подданным гарантированных прав и свобод,
особенно политических. "Государь" на сей счет занимает, в общем,
позицию умолчания. Она не случайна. Там, где жизнь людей направляется приказом,
где ими командуют, с правами и свободами подвластных одни только хлопоты. Кроме
того, сам Макиавелли склонен считать, что подданные не очень уж заинтересованы
в обладании такими правами и свободами. Людей волнует не их отсутствие, а
прежде всего возможность сохранять в неприкосновенности свою собственность. Они
в состоянии, думает Макиавелли, смириться с утратой свободы, престижа, власти
(влияния), но никогда и никому не простят потерю имущества. Опекая подданных, воздерживаясь (при
отсутствии экстраординарных обстоятельств) от "притеснения" народа,
государю одновременно нужно совершать все свои действия, адресуемые подданным и
рассчитанные на их восприятие, именно как благодеяния. Обычно люди не надеются
получить от государства что-либо полезное, хорошее для себя. Поэтому, когда они
видят "добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к
благодетелям". В отличие от обид, которые, по Макиавелли, надо наносить
разом, благодеяние разумно оказывать малыми порциями, чтобы оно длилось дольше
и чтобы подданные ощутили его как можно полней, лучше. |
Реклама: |