|
Государственная власть, согласно
исламу, – не господин, а слуга права (шариата), поэтому она не может
посредством своего законодательства изменять шариат и творить, новое право. Но
она должна следить за соблюдением требований шариата и в целях охраны
общественного порядка может принимать соответствующие решения и акты.
Содержание таких государственных актов, особенно в современных мусульманских
странах, зачастую существенно расходится с традиционными положениями шариата. В
этих случаях для демонстрации соблюдения требований шариата используются
разного рода правовые фикции. Так, аренда
земли, запрещенная шариатом, трактуется как соглашение о товариществе и т. д. Мусульманское право как особое
религиозное право общины верующих исламистов не следует
смешивать с системой национального права той или иной мусульманской
страны. Возникнув на исходной основе шариата, национальные системы позитивного
права этих стран значительно отличаются друг от друга. Существенную роль в
отходе в XIX–XX вв. этих национальных систем права от традиционного шариата
сыграли такие факторы, как развитие современных форм социально-экономической,
политической и духовной жизни, рецепция некоторых положений европейского права,
усиление объема и значения государственного законодательства, ликвидация в ряде
стран специальных судов, применявших шариат, и т. д. Соответствующие законодательные реформы
осуществлялись сперва (в XIX – I половине XX в.) в области торгового, морского,
уголовного и налогового права, а затем (во II половине XX в.) и в остальных
сферах правовой жизни, включая вопросы семейного права, наследования, личного
статуса и т. д. Процесс модернизации национальных систем права сопровождался
принятием во многих мусульманских странах (Египет, Турция, Сирия, Тунис,
Марокко, Иордания и др.) гражданских, уголовных и некоторых других кодексов по
романо-германскому образцу. Влияние западного права (европейского и
американского) на национальные системы права мусульманских стран особенно
усилилось в условиях современного международного сотрудничества различных
государств и развития интеграционных процессов в области экономики, экологии,
борьбы против международной преступности, защиты мирового правопорядка и т. д. Однако эта общая позитивная тенденция к
модернизации национальных систем права в духе западного права а целом ряде
случаев прерывается попятными движениями, усилением в тех или иных
мусульманских странах фактора исламского фундаментализма, роли традиционного
шариата, реанимацией шариатского суда, шариатских форм правления и т. д. Так,
согласно конституции исламской республики Иран 1979 г., все законодательство
должно соответствовать требованиям традиционного шариата. А закон 1981 г.,
регламентирующий вопросы уголовного права, воспроизводит архаичные требования
шариата. Существенную роль исламский фундаментализм (и вместе с ним
традиционный шариат) играет и во многих других странах (Афганистан, Пакистан,
Судан и др.). Заметное оживление и усиление исламского
фактора и роли традиционного шариата происходит и в ряде постсоциалистических
стран и регионов с мусульманским населением (некоторые бывшие советские
республики и автономии с мусульманским населением, Албания, район Косово и т.
д.). Глава 6. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации1. ВведениеВозрождение и Реформация – самые крупные и
знаменательные события позднего западноевропейского средневековья. Несмотря на
хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей
социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные
явления, подрывавшие устои старого, средневекового мира. В борьбе со средневековой
консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных
социально-философских и политико-правовых взглядов. Ее сердцевиной сделалась
мысль о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства
и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития
человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться
своего счастья. |
Реклама: |