|
4. Формирование и развитие мусульманской правовой мыслиПод "мусульманским правом" (шариатом)
имеется в виду правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано
с именем пророка Мухаммеда (VII в.). Шариат ("путь следования") – это по сути своей
религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, т. е. совокупность
предписаний о том, что они должны делать и чего не должны делать. В основе
шариата, как и других религиозно-нормативных систем (индусского права,
иудейского права, права ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных
обязанностей человека, а не его прав. Процесс становления мусульманского права в
Арабском халифате занял несколько веков (VII–Х вв.) и проходил в условиях
формирования раннефеодального строя. Источниками мусульманского права являются: 1) Коран – как священная книга ислама и основа мусульманского права;
2) сунна – совокупность преданий о
высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; 3) иджма – общее (единое) мнение авторитетных правоведов
ислама; 4) кияс – суждение по аналогии в
вопросах права. Коран и сунна – основные исторические
источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда.
После смерти Мухаммеда (в 632 г.) содержание мусульманского права в VII в. было
дополнено его сподвижниками целым рядом новых положений на основе толкования
Корана и сунны. Однако потребности общественной жизни требовали дальнейшего
развития шариата, классификации и систематизации его принципов и норм. Решению
этих задач в VIII–Х вв. была посвящена деятельность правоведов – знатоков
ислама и основанных ими различных правовых школ суннитского толка (ханифитская,
шафиитская и другие школы) и шиитского толка (джафаритская, исмаилитская и
другие школы). В своем толковании Корана и сунны
мусульманские правоведы разных школ (толков) опирались на поощрявшийся пророком
принцип "иджтихад" – свободное
усмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительно
рассматриваемого дела. Толкование мусульманскими правоведами Корана и сунны на
основе этого принципа фактически сопровождалось установлением ими новых норм
шариата. Усилиями этих правоведов были сформулированы основные принципы и
конкретные нормы (по преимуществу –- казуистического характера) мусульманского
права.
В качестве общего (и общепринятого) приема
толкования и применения шариата мусульманскими правоведами был признан кияс –
способ суждения о праве по аналогии. Важное значения кияса (как метода и
одновременно как источника шариата) состоит в том, что он позволяет восполнить
пробелы казуистического мусульманского права и "найти" в самом шариате
необходимую норму для решения по аналогии любого дела (в том числе – и в
будущем), как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самым фикции
муеульманско-правовой доктрины о беспробельности шариата. К XI в. окончательно складывается иджма
(общее, согласованное мнение мусульманских правоведов, догма шариата) и
прекращается период так называемого "абсолютного иджтихада"
– время прямого толкования Корана и сунны и создания основных толков
мусульманского права. С XI в. начинается период так называемого "таклида" – действия шариата на основе уже сложившейся
традиции и догмы иджма. С этого времени признается правом только то, что
принято и одобрено иджмой. Однако развитие мусульманской правовой
доктрины, а вместе с ней и норм шариата продолжалось и в последующие века.
Этому развитию содействовало толкование и применение положений шариата с учетом
"условий, места и времени".
Благодаря такому подходу доктриной было допущено применение не противоречащих
исламу обычаев, соглашений сторон, административных регламентов.
Хотя эти правовые формы и остаются вне самой системы мусульманского
права, однако придают ему большую гибкость и приспособляемость к различным
условиям и позволяют восполнять его пробелы. |
Реклама: |