|
В западноевропейском средневековье кроме
римского права действовало также право каноническое (церковное) и обычное.
Каждая из эти трех ветвей права имела своих приверженцев. Приверженцы римского права (получившие
название "легисты") не ограничивались одним только его штудированием
и комментированием, но занимались еще и тем, что приспосабливай таковое к
экономическим и политическим изменениям, которые объективно происходили в
феодальном обществе. Как противники системы привилегий (чуждой римскому
частному праву) они добились, например, получения лицами из бюргерского
сословия легальной возможнсти приобретать недвижимость (в том числе имения
феодалов). Многое было предпринято ими для того, чтобы изъять дело правосудия
из рук отдельных сеньоров, римско-католической церкви и сосредоточить его в
руках королевской, общегосударственной власти. В своей поддержке государей,
боровшихся с сепаратизмом феодалов и притязаниями папства на светскую власть,
юристы рассматриваемого направления доходили до оправдания абсолютизма и признания
воли монарха силой более высокой и авторитетной, нежели право. Сторонники обычного права тоже являлись
союзниками королевской
власти. Однако у них в целом не было намерения считать эту власть абсолютной и
подчинять ей закон. По их мнению, долг государя – повиноваться закону, стоящему
над ним. Законы же, которым и государю надлежит руководствоваться при
управлении страной, следует создавать не единоличным повелением монарха.
Английский правовед Генри Брэктон в
трактате "О законах и обычаях Англии" (ок. 1256 г.) прямо писал:
"...силу закона имеет то, что по справедливости постановлено и одобрено
высшей властью короля или князя, по совету и с согласия магнатов и с общего
одобрения государства". В этой юридической конструкции нетрудно распознать
отражение процесса формирования сословно-представительной монархии,
лимитировавшей публично-властные полномочия государей. Приверженцы обычного
права активно собирали, изучали и систематизировали юридически значимые нормы,
традиции, обыкновения, которые спонтанно зарождались в общественной жизни,
создавались судебной практикой. Некоторые из них выдвигали прогрессивные
социально-политические требования. Так, видный французский правовед Филипп де Бомануар (1250–1296), автор произведения
"Кутюмы Бовези", протестовал против сохранения в современном ему
обществе крепостничества, поддерживал идею правовой консолидации страны. Иные общественно-политические позиции
занимали правоведы, которые отдавали предпочтение каноническому праву,
регулировавшему отношения как внутри самой церковной организации, так и между
церковью и мирянами. Юристы этого направления старались выстроить единый и
эффективный (по их понятиям) правовой комплекс, объединяя в нем ряд предписаний
Библии, решения церковных соборов, извлечения из папских энциклик и булл,
отрывки из трудов "отцов церкви", некоторые нормы римского и обычного
права. Первый свод канонического права – "кодекс Грациана" – составил
в XII в. монах Грациан. Теоретической посылкой
канонического права служило представление о том, что церковь законно обладает
юрисдикцией судить и вершить дела, носящие не только нравственно-религиозный,
но и чисто светский характер. В развитии западноевропейской юридической
мысли средневековья наметились две тенденции. Одну характеризует внимание к
проблематике естественного права, поднятой еще в римской юриспруденции и
осваиваемой преимущественно философскими методами. Другую отличает интерес к
нормам, принципам, системе позитивного права, изучаемого в основном посредством
приемов юридико-догматического и историко-филологического анализа. Обе эти
тенденции "наследуются" юридико-теоретическим знанием нового времени.
Первая из них ощутимо чувствуется в трудах Г. Гроция, иных виднейших
представителей школы естественного права, расцвет которой наступил в XVII–XVIII
вв. Вторая особенно отчетливо проявилась в построениях и исследовательских
методиках исторической школы права (конец XVIII – начало XIX в.) и юридического
позитивизма XIX в. |
Реклама: |