|
Цель государственности – "общее
благо", обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению
Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной
иерархии, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и
торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться правителям,
олицетворяющим собою государство. Защита интересов папства и устоев феодализма
методами схоластики порождала определенные трудности. Например, логическое
толкование тезиса "всякая власть от Бога" допускало возможность
абсолютного права светских феодалов (королей, князей и др.) на управление
государством, т. е. позволяло обращать этот тезис против политических амбиций
римско-католической церкви. Стремясь подвести базу под вмешательство клира в
дела государства и доказать превосходство духовной власти над светской, Аквинат
ввел различение трех следующих моментов (элементов) государственной власти: 1)
сущности, 2) формы (происхождения), 3) использования. Сущность власти – это порядок отношений
господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой
иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок заведен богом. Таким
образом, по своей исконной сути власть есть установление божественное. Потому
она неизменно добро, всегда нечто хорошее, благое. Конкретные же способы ее
происхождения (точнее, завладения ею), те или иные формы ее конституирования,
устройства могут иногда являться дурными, несправедливыми. Не исключает Аквинат
и ситуаций, при которых пользование государственной властью и вырождается в
злоупотребление ею. Стало быть, второй и третий элементы власти в государстве
подчас оказываются лишенными печати божественности. Это случается тогда, когда
правитель либо приходит к кормилу власти при по мощи неправедных средств, либо
властвует несправедливо. И то и другое – результат нарушения заветов бога,
велений римско-католической церкви как единственной власти на земле,
представляющей волю Христа. Насколько действия правителя отклоняются от
воли божьей, насколько они противоречат интересам церкви, настолько подданные
вправе, с точки зрения Аквината, оказывать этим действиям сопротивление.
Правитель, который властвует вопреки законам бога и основоположениям морали,
который превышает свою компетенцию, вторгаясь, например, в область духовной
жизни людей или облагая их чрезмерно тяжелыми налогами, – тот правитель
превращается в тирана. Так как тиран печется только о своей выгоде и не хочет
знать общей пользы, попирает законы и справедливость, народ (в понимании Фомы
Аквинского) может восстать и свергнуть его. Однако окончательное решение
вопроса о допустимости крайних методов борьбы с тиранией принадлежит, по общему
правилу, церкви, папству. Тиранию Аквинат отграничивал от. монархии,
которую оценивал как лучшую форму правления. Причем он выделял две
разновидности монархического устройства – абсолютную монархию и монархию
политическую. В сравнении с первой вторая, на взгляд Аквината, обладает рядом
несомненных преимуществ. В ней весомую роль играют крупные феодалы (светские и
духовные, "князья церкви"). Власть государей тут зависит от закона и
не выходит за его рамки. Аквинат широко применял категорию
"закон" для объяснения различных явлений, свойственных политически
оформленному обществу. Он разработал особую теорию закона. Согласно Фоме Аквинскому, все законы связаны
между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон –
универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего
вселенной. Вечный закон заключен в боге, тождествен ему; он существует сам по
себе, и от него производны иные виды законов. Прежде всего – естественный
закон, который есть не что иное, как отражение вечного закона в человеческом
разуме, в сознании мыслящих существ. Естественный закон предписывает стремиться
к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (бога) и уважать
достоинство людей. |
Реклама: |