|
Конкретизацией естественного закона служит
человеческий (позитивный) закон. Его предназначение – силой и страхом
принуждать людей (создания по природе несовершенные) избегать зла и достигать
добродетели. В отличие от закона естественного человеческий (позитивный) закон
есть императив с меняющимся содержанием. При этом Фома Аквинский отрицал
значение человеческого (позитивного) закона именно как закона за теми актами
светской власти, которые противоречили предписаниям закона естественного. Для
него не являлись законами установления, шедшие вразрез с потребностями
самосохранения, семейной жизни и воспитания, поиска истины (бога) и общения,
достойного людей. Наконец, еще один вид закона – божественный.
Он дан в Библии и необходим по двумя причинам. Во-первых, человеческий
(позитивный) закон не способен полностью истребить зло. Во-вторых, из-за
несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому
представлению о правде; помочь им достичь его и призвано такое авторитетнейшее
в глазах христиан руководство, как Библия. На фундаменте этики Аквинат построил и
концепцию права. Для него оно было прежде всего сферой правды, справедливости.
Вслед за римскими юристами он считал справедливостью постоянное стремление
воздавать каждому свое. Действие, воплощающее подобное стремление и уравненное
с другим действием, есть право. Уравнивание двух этих действий, происходящее на
основе их внутренней природы, дает естественное право. Если уравнивание
совершается в соответствии с человеческими установлениями, то имеет место право
позитивное. Как в своей теории закона, так и в концепции права Фома настойчиво
проводил мысль: правовым (вернее, позитивно-правовым) человеческое установление
является только тогда, когда оно не противоречит естественному праву. Фома Аквинский – незаурядный и воинствующий
защитник папства. Особенно яростно обрушивался он на еретиков, призывая власти
безжалостно расправляться с ними. "Извращать религию, от которой зависит
жизнь вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету,
которая служит для удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно,
если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо
наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро они уличены в
ереси..." Усердие Фомы Аквинского было оценено
римско-католической церковью, присвоившей ему титул "ангельского
доктора". В 1323 г. его причисляют к лику святых, а в 1879 г.
схоластическая система Фомы объявляется папой Львом XIII "единственно
истинной философией католицизма". Это кладет начало неотомизму. 2. Политико-правовое учение Марсилия ПадуанскогоВ XI–XIII вв. в Западной Европе происходил
быстрый рост производительных сил. Он значительно интенсифицировал общение и
оживил торговлю, обусловил активное развитие городов и ремесел в них, ускорил
формирование внутреннего рынка в странах региона. Закономерно стала
складываться общественная группа, которую образовала по преимуществу зажиточная
верхушка бюргерства: купцы и банкиры, предприниматели, владельцы мастерских,
руководители цеховых корпораций, состоятельные ремесленники и проч. Эта общественная
группа весьма нуждалась в устранении всякого рода междоусобиц, подрывавших
элементарный порядок в государстве, в твердом централизованном управлении,
могущем гарантировать от прихотей и своеволия различных .феодалов.
Удовлетворение таких нужд она связывала с королевской властью и потому начала
тяготеть к ней, поддерживать ее. Одно из наиболее разработанных
политико-юридических обоснований этой ориентации бюргерства дал Марсилий Падуанский (ок. 1275 – ок. 1343). В своем пространном сочинении "Защитник
мира" (1324–1326) Марсилий Падуанский возлагает на церковь ответственность
за все беды и несчастья мира. Они устранимы, если только впредь церковники
будут заниматься исключительно сферой духовной жизни людей. Церковь должна быть
отделена от государства и подчинена светской политической власти. |
Реклама: |