|
Отстаивая идею верховенства церкви над
государством, Августин часто именует церковь пленницей, которая вынуждена
сносить несовершенство навязываемых ей человеческой властью законов, но в то же
время признает право государства на поддержку церкви и вмешательство в борьбу
церкви против еретиков или соперничающих религий. В обязанности христиан по
отношению к христианскому правителю вменяется лояльность, а в обязанность
церкви – быть наставницей в гражданских добродетелях и в проповеди духа
"братства". Представления Августина о праве в ряде
моментов сходны со взглядами римских стоиков, юристов и Цицерона, в частности с
их трактовкой "естественного права". Вечный закон как выражение божественного
разума и воли определяет естественный порядок и, следовательно, естественное
право. Тем самым естественное право в учении Августина возводится к богу и
носит теономный характер. "Кто иной, как не Бог, – риторически вопрошал
Августин, – вписал в сердца людей естественное право". Примечательно, что Августин, разделяя
представления ряда предшествующих "языческих" мыслителей (Платона,
Цицерона и др.) о естественно-правовом принципе как воздаянии каждому ему
принадлежащего, в то же время подвергал этот принцип христианско-теологической
переработке, поскольку именно христианский бог выступает у него источником
этого правового принципа. С этих позиций он расходится и с цицероновской
характеристикой народа как соединения многих людей, связанных между собой
"согласием в вопросах права" и "общим правопорядком". В
языческом обществе и у языческих народов, согласно Августину, бог не воздает
каждому ему принадлежащего, и там, следовательно, нет ни подлинного права и
закона, ни народа как правовой общности. Критикуя начальствование и власть
человеческую, Августин в то же время признавал за "избранными"
(гражданами небесного града) право господствования над грешниками и в принципе
над всеми своими противниками, которых они в состоянии будут победить в
"справедливой войне", ведущейся по всевышнему "дозволению или
указанию".
Учение Августина пользовалось большим
влиянием уже в древности. Римско-католическая церковь широко использовала его
положения для обоснования своих теократических представлений и претензий на
власть. За заслуги перед церковью Августин был назван Блаженным. Заметную роль учение Августина сыграло в
развитии христианско-теологических концепций этики, политики и права. Глава 5. Политические и правовые учения в Средние века1. Учение Фомы Аквинского о государстве и правеВершины могущества как в политической, так и
в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XIII в. Тогда же
завершилось создание системы схоластики – католицистской теологии,
ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума.
В ее построении чрезвычайно большую роль сыграл доминиканский монах,
ученый-богослов Фома Аквинский (Аквинат)
(1225–1274), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной
церковной идеологии Средних веков. Наряду с массой других предметов, трактуемых
в этих сочинениях, Аквинат касается, конечно, и вопросов государства, закона,
права. О них. речь идет в труде "О правлении властителей"
(1265–1266), в произведении "Сумма теологии" (1266–1274) и в иных
работах. В своих сочинениях ученый-богослов пытается
приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем
еще более укрепить ее позиции. Представления Фомы Аквинского о государстве –
первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе
аристотелевской "Политики" (кстати говоря, переведенной на латинский
язык и тем самым вошедшей в научный оборот лишь в конце 1250-х гг.). От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том,
что человек по природе есть "животное общительное и политическое". В
людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо
индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой
естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура
же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. При
акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их
дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне
расчлененного миропорядка. Деятельность монарха схожа с активностью бога.
Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и
организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство,
а затем начинает управлять им. |
Реклама: |