|
Греховность земной государственно-правовой
жизни (отношений и установлений в "земном граде") проявляется,
согласно Августину, в господстве "человека над человеком", в
существующих отношениях управления и повиновения господства и рабства. Такое
положение дел, сложившееся вследствие первородного греха и сохраняющейся
греховности природы человека, Августин называет "естественным порядком"
человеческой жизни. В этом смысле "естественным" (для жизни "по
человеку") оказывается и рабство, хотя оно и противоречит первоначально
созданной богом человеческой природе и жизни "по Богу". Естественно сложившийся порядок земного мира
Августин критикует с религиозно-идеальных позиций божественного порядка и его
земного прообраза, представленного в жизни "избранных" и их общин
(христианской церкви). Этот греховный порядок мира носит временный характер и
продлится до второго пришествия Христа и судного дня, когда будет установлено
"царство небесное", благочестивые получат "ангельскую
жизнь", а нечестивые . подвергнутся "вторичной смерти", ибо
"все мы восстанем, но не все изменимся". Вместе с тем, пока еще не наступило
проектируемое время, Августин берет под защиту земные социально-политические
порядки, правда с оговоркой, чтобы они не чинили препятствий христианской
религии и церкви; в противном случае (т. е. при антихристианских
политико-правовых порядках) власть превращается в насилие и господство шайки
разбойников. "Итак, – пишет он, – этот небесный град, пока находится в
земном странствовании, призывает граждан из всех народов и набирает
странствующее общество во всех языках, не придавая значения тому, что есть
различного в нравах, законах и учреждениях, которыми мир земной устанавливается
или поддерживается; ничего из последнего не отменяя и не разрушая, а, напротив,
сохраняя и соблюдая все, что хотя у разных народов и различно, но направляется
к одной и той же цели земного мира, если только не препятствует религии, которая
учит почитанию единого высочайшего и истинного Бога". Причина зла, согласно Августину, – в
свободной воле и ее извращенности. "Злом, – отмечает он, – называется и
то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое – это грех, второе –
наказание... Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не
хочет". В вопросе о различных формах человеческой
общности Августин с известной христианской модификацией разделяет воззрения
Цицерона о наличии таких общностей, как семья, государство, общность языка,
человеческое общество и, наконец, универсальная общность, объединяющая богов и
людей. Вместе с тем у Августина встречаются суждения о том, что было бы лучше,
если бы вместо мировой римской державы, охватывающей различные народы, возникло
бы множество малых по размерам "правлений народов", которые жили бы
рядом друг с другом в мирном соседстве как различные семьи. По поводу определения государства у Цицерона
Августин замечает, что оно больше подходит для определения церкви: союз людей
только тогда основывается на праве, когда сочетается со справедливостью.
Римляне как язычники, по его оценке, не были народом и государством в подлинном
смысле, так как не знали истинной справедливости: игнорируя единого бога, они
игнорировали и справедливость. Формы правления различаются Августином в
зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть.
Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности
уважение к богу и уважение к человеку. С этой позиции он дает новое толкование
терминов античных философов. Несправедливого правителя, как и несправедливый
народ, он именует тираном, несправедливую аристократию – кликой. Государство, в
котором игнорируется право (как воплощение справедливости), предстает в его
оценке как погибшее государство. Если в государстве сохраняются справедливость
и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия
власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться. |
Реклама: |