|
Появление и утверждение христианства как
мировой религии свободы и равенства людей стало важным фактором обновления мира
и оказало существенное влияние на все последующее историческое развитие. Но
реальная практика и земные дела новой религии оказывались во многом иными, чем
это представлялось энтузиастам раннего христианства. Уже во II в. жизнь в христианских общинах заметно
изменяется. Усиливается власть руководителей общин, налаживается постоянная
связь между ними, формируется церковная бюрократия (духовенство). Одновременно
с этим идет процесс формирования официального вероучения, канонизации
христианской литературы. Церковь начинает делать акцент на божественном
характере всякой власти, проповедуя покорность властям и осуждая сопротивление
насилию. Уже апостол Павел
подчеркивал в своем "Послании к римлянам": "Всякая душа да будет
покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от
Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а
противящиеся сами навлекут на себя осуждение". Павел отмечал,
что "начальник есть Божий слуга", поэтому "надобно повиноваться
не только из страха наказания, но и по совести". Процесс становления церковной иерархии,
епископата и единой церкви, канонизации христианства сопровождался острой борьбой
против разного рода сект и ересей, отклонявшихся от "истинного"
вероучения. Приверженцы этих сект и ересей во II в. (в частности, "монтанисты" в Малой Азии,
"агонистики" в Северной Африке) выступали за скорейшую реализацию
идеалов раннего христианства, за уничтожение рабства, частной собственности и
неравенства людей. В борьбе против ересей формировавшаяся и
укреплявшая свои позиции христианская церковь нередко находила себе союзницу в
лице официальной власти. Правда, во II–III вв. сама церковь была на полулегальном положении и христиане нередко
подвергались гонениям. Но уже в 311 г. христианство было официально признано
одной из равноправных религий в Римской империи, а в 324 г. оно стало
государственной религией. Видным выразителем официальной христианской доктрины
и политической идеологии христианства в это время был Аврелий Августин. 5. Политико-правовые
взгляды Августина
Аврелий Августин (354–430 гг.)
– один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. До принятия христианства (в 387 г.) он был
сначала близок к движению манихеев, затем увлекался скептицизмом, философией
Платона и неоплатоников, произведениями Цицерона. Став христианином, он принял
деятельное участие в травле "еретиков". С 395 г. и до конца жизни он
– епископ Гиппона (Северная Африка). Был плодовитым автором, разработавшим
основные положения христианской-философии. Его политические и правовые взгляды
изложены в работах "О граде Божием", "О свободной воле" и ряде других сочинений. В развиваемой Августином христианской
концепции истории человечества, опирающейся на библейские положения, все
социальные, государственные и правовые учреждения и установления предстают как
следствие греховности человека. В работе "О граде Божием" он
отмечает, что "великое преступление" Адама и Евы, от которых
происходит весь человеческий род, привело к тому, что "изменилась в худшую
самая природа человеческая и передана потомству повинная греху и неизбежной
смерти". Сама эта греховность предопределена замыслом бога-творца, наделившего
человека свободной волей, т. е. способностью жить по-своему, по-человечьи, а не
по-божьи. Разделяя человеческий род во все времена его
существования на два разряда (живущих по человеку и живущих по богу), Августин
замечает: "Эти разряды мы символически назвали двумя градами, т. е. двумя
обществами людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Богом, а
другому подвергнуться вечному наказанию с дьяволом... Граждан земного града
рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать,
освобождающая природу от греха; почему те называются сосудами гнева Божия, а
эти– сосудами милосердия". |
Реклама: |