|
В области цивильного права римские юристы
обстоятельно разработали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров,
правовых статусов личности и т. д. Особой тщательностью отличается их освещение
имущественных отношений с позиций защиты интересов частного собственника. Объектом собственности, наряду с животными и
другими вещами, являются, согласно римскому праву и учению юристов, также и
рабы. "Важнейшее различие в правовом положении
лиц, – писал Гай, – то, что люди – или свободные, или рабы. Также из свободных
одни – свободно рожденные, другие – отпущенники". Такое же деление дает
Ульпиан, добавляя, что оно возникло по праву народов, так как "по
естественному праву все рождаются свободными". Право народов, как его понимали римские
юристы, включало в себя как правила межгосударственных отношений, так и нормы
имущественных и иных договорных отношений римских граждан с неримлянами
(перегринами). О круге вопросов, подпадавших под действие
права народов, Гермогениан писал: "Этим
правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение
имуществ, установление границ, полей, построение зданий, учреждены торговля,
купля-продажа, наймы, обязательства, за исключением тех, которые были введены
цивильным правом". Право народов содержало целый ряд норм
международно-правового характера (сам термин "международное право" у
римлян отсутствует). Согласно праву народов море является "общим для
всех". Творчество римских юристов оказало большое
влияние на последующее развитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой
юридической культурой римской юриспруденции (обстоятельность и
аргументированность анализа, четкость формулировок, обширность разработанных
проблем общетеоретического, отраслевого и юридико-технического профиля и т.
д.), так и той ролью, которая выпала на долю римского права (процесс его
рецепции и т. д.) в дальнейшей истории права. 4. Политико-правовые идеи раннего христианстваВ пределах Римской империи в начале нашей эры
появляется христианство, которое выступило с проповедью идей всеобщего
равенства и свободы людей. Ранние христиане обрушивались с нападками и
проклятиями на всех богатых, и властвующих, клеймили порядки Римской империи,
отвергали частную собственность, деление людей на свободных и рабов, богатых и
бедных, отдавали свое имущество в распоряжение своих сект и общин (церквей).
В "Откровении Иоанна Богослова"
("Апокалипсисе"), написанном в 68–69 гг., предрекается гибель Риму,
"великой блуднице"; "яростным вином блудодеяния своего она
напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные
разбогатели от великой роскоши ее". Защита бедных и критика богатых
отчетливо звучит в "Евангелии от Луки": "Блаженны алчущие ныне,
ибо насытитесь... Напротив, горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое
утешение". Резкие выпады против богатых содержатся и в "Соборном
послании апостола Иакова". В раннехристианских общинах, как об этом
сообщается в "Деяниях святых апостолов", никто не имел своего
имущества, "но все у них было общее", а средства для жизни члены
общины делили между всеми "смотря по нужде каждого". В своем новом подходе к вопросам
собственности, труда и распределения ранние христиане проповедовали принципы
всеобщей обязанности трудиться и вознаграждения каждого по его труду. Эти новые
требования звучат в таких положениях, как: "Каждый получает свою награду
по своему труду"; "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь". Для правопонимания ранних христиан,
апеллировавших к божественному "закону свободы", характерно
использование в духе требований новой религии целого ряда прежних
естественно-правовых идей и представлений. Существенное значение при этом придавалось
принципу равенства всех людей и соблюдению такого равенства в различных сферах
человеческих взаимоотношений. Весьма энергично ранние христиане проповедовали
(в общем контексте устремлений, идей и ценностей своей новой религии) основной
принцип естественного права и естественно-правовой справедливости – воздаяние
равным за равное. Этому посвящен ряд максим раннехристианской правовой
идеологии: "Каким судом судите, таким будете судимы"; "Какою
мерою мерите, такою отмерено будет вам". |
Реклама: |