|
Предотвратить подобное вырождение
государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в условиях наилучшего (т.е.
смешанного) вида государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления.
"Ибо, – подчеркивал он, – желательно, чтобы в государстве было нечто
выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена
авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и
воле народа". В качестве важнейших достоинств такого государственного
строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан. Как путь к смешанной форме правления Цицерон
(вслед за Полибием) трактовал эволюцию римской государственности от
первоначальной царской власти к сенатской республике. При этом аналогию царской
власти он видел в полномочиях магистратов (и, прежде всего, консулов), власти
оптиматов – в полномочиях сената, народной власти – в полномочиях народных
собраний и народных трибунов. Свою концепцию наилучшей (смешанной) формы
государства, в отличие от платоновских проектов идеального государства, Цицерон
считал реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской республиканской
государственности в лучшую пору ее существования ("при предках").
Платоновское же государство – это, скорее, не реальность, а лишь желание, оно
"не такое, какое могло бы существовать, а такое, в каком было бы возможно
усмотреть разумные основы гражданственности". Много внимания в творчестве Цицерона уделено
восхвалению добродетелей истинного государственного деятеля и идеального
гражданина. Мудрый государственный деятель, согласно
Цицерону, должен видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства,
чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходу событий (смене форм правления в
пагубную сторону, отклонению от общего блага и справедливости) и всячески
содействовать прочности и долговечности государства как "общего
правопорядка". Лицо, ведающее делами государства, должно
быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме
того, быть сведущим в учениях о государстве и "владеть основами права, без
знания которых никто не может быть справедлив". В том крайнем случае, когда под вопрос
поставлено само благополучие государства как общего дела народа, с согласия
последнего истинный государственный деятель, по Цицерону, должен "как
диктатор установить в государстве порядок". Здесь политик выступает не в
своих корыстных целях, а в общих интересах как спаситель республики. Обязанности идеального гражданина, согласно
Цицерону, обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как
познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не
только не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать
иные несправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшим
несправедливость и трудиться для общего блага. Всемерно восхваляя политическую
активность граждан, Цицерон подчеркивал, что "при защите свободы граждан
нет частных лиц". Он отмечал также долг гражданина защищать отечество в
качестве воина. Апелляции к природе, к ее разуму и законам
характерны и для правовой теории Цицерона. В основе права лежит присущая
природе справедливость. Причем справедливость эта понимается Цицероном как
вечное, неизменное и неотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой
природы. Следовательно, под "природой" как источником справедливости
и права (права по природе, естественного права) в его учении имеются в виду
весь космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы
человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие,
охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Всей этой
"природе" (в силу ее божественного начала) присущи разум и
законообразность, определенный порядок. Именно данное духовное свойство природы
(ее разумно-духовный аспект), а вовсе не ее предметный и телесно-материальный
состав, занимающий подчиненное и второстепенное место (как тело по отношению к
душе, чувственные части души по отношению к разумной ее части), и является, по
Цицерону, подлинным источником и носителем естественного права. |
Реклама: |