|
Основную причину происхождения государства
Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия),
сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе
позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его время
представления о договорном характере возникновения государства. Влияние Аристотеля заметно и в трактовке
Цицероном роли семьи как первоначальной ячейки общества, из которой постепенно
и естественным путем возникает государство. Он отмечал изначальную связь
государства и собственности и разделял положение стоика Панетия о том, что
причиной образования государства является охрана собственности. Нарушение
неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон
характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права. Возникновение государства (также и права) не
по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе
и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по
своей природе и сущности они (государство и право) носят божественный характер
и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы, отмечал
Цицерон, приводит к пониманию того, что "всем этим миром правит
разум". Данное положение, сформулированное еще древнегреческим философом
Анаксагором, используется Цицероном для обоснования своего понимания
"природы" как обусловленного и пронизанного божественной волей всеобщего
источника разумных и справедливых установлений и действий людей. Именно
благодаря тому, что люди самой природой наделены "семенами" разума и
справедливости и, следовательно, им доступно постижение божественных начал,
стало возможным само возникновение упорядоченного человеческого общения,
добродетелей, государства и права. Разум – высшая и лучшая часть души,
"царский империй", обуздывающий все низменные чувства и страсти в
человеке (алчность, жажду власти и славы и т. д.), "мятеж души".
Поэтому, писал Цицерон, "при господстве мудрости нет места ни для
страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков". В русле традиций древнегреческой мысли
Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного
устройства, возникновению одних форм из других, "круговороту" этих
форм, поискам "наилучшей" формы и т. д. В зависимости от числа правящих он различал
три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и
народную власть (демократию). "И вот, когда верховная власть находится в
руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое
государственное устройство – царской властью. Когда она находится в руках у
выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов.
Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все
находится в руках народа". Все эти простые формы (или виды) государства
не совершенны и не наилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть
вполне прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том числе и
правовые), которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия в
создании государства. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки.
В случае, если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдается царской власти,
а на последнее место ставится демократия. "Благоволением своим, – пишет
Цицерон, – нас привлекают к себе цари, мудростью – оптиматы, свободой –
народы". Перечисленные достоинства разных форм правления, по мысли
Цицерона, могут и должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве
представлены в смешанной (а потому и наилучшей) форме государства. В простых же
формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и
обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе между различными слоями
населения за власть, к смене форм власти, к их вырождению в
"неправильные" формы. |
Реклама: |