|
Цицерон различает естественное и позитивное
право. Он дает следующее развернутое определение естественного права:
"Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе,
распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к
исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно,
однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает
им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая.
Предлагать полную или частичную отмену такого закона – кощунство;
сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью
невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа
освободиться от этого закона не можем". Этот "истинный закон" – один и тот
же везде и всегда, и "на все народы в любое время будет распространяться
один вечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и
повелитель всех людей – бог, создатель, судья, автор закона". В своем учении о естественном праве Цицерон
находился под большим влиянием соответствующих идей Платона, Аристотеля и ряда
стоиков. Это влияние заметно и там, где он видит существо и смысл
справедливости (и, следовательно, основной принцип естественного права) в том,
что "она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними". Справедливость, согласно Цицерону, требует не
вредить другим и не нарушать чужую собственность. "Первое требование
справедливости, – отмечал он, – состоит в том, чтобы никто никому не вредил,
если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все
пользовались общей собственностью как общей, а частной – как своей". С
этих позиций он отвергал такие акции римских популяров, как кассация долгов,
ущемление крупных землевладельцев и раздача своим приверженцам и плебсу денег и
имущества, отнятых у законных владельцев. Естественное право (высший, истинный закон),
согласно Цицерону, возникло "раньше, чем какой бы то ни было писаный
закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано".
Само государство (как "общий правопорядок") с его установлениями и
законами является по своей сущности воплощением того, что по природе есть
справедливость и право. Отсюда вытекает требование, чтобы
человеческие установления (политические учреждения, писаные законы и т. д.)
соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и
усмотрения людей. Право устанавливается природой, а не
человеческими решениями и постановлениями. "Если бы права устанавливались
повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, – писал
Цицерон, – то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать,
право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать
одобрение голосованием или решением толпы". Закон, устанавливаемый людьми,
не может нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из
зла, честное из позорного. Соответствие или несоответствие человеческих
законов природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их
справедливости или несправедливости. В качестве примера законов, противоречащих
справедливости и праву, Цицерон указывал, в частности, на законы тридцати
тиранов, правивших в Афинах в 404–403 гг. до н.э., а также на римский закон 82
г. до н.э., согласно которому одобрялись все действия Суллы как консула и
проконсула и ему предоставлялись неограниченные полномочия, включая право жизни
и смерти по отношению к римским гражданам. Подобные несправедливые законы, как
и многие другие "пагубные постановления народов", по словам Цицерона,
"заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия
принятые разбойниками". 2. Политико-правовые воззрения римских стоиков |
Реклама: |