|
Учение стоиков оказало заметное влияние и на
взгляды Полибия (210–123 гг. до н. э.) –
видного греческого историка и политического деятеля эллинистического периода. Воззрения Полибия отражены в его знаменитом
труде "История в сорока книгах". В центре исследования Полибия – путь
Рима к господству над всем Средиземноморьем. Историю возникновения государственности и
последующей смены государственных форм Полибий (со ссылкой на Платона и
некоторых других своих предшественников) изображает как естественный процесс,
совершающийся по "закону природы". Всего имеется, согласно Полибию,
шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного
возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство
(царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. С точки зрения кругооборота государственных
форм охлократия является не только худшей, но и последней ступенью в смене
форм. При охлократии "водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг
вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает
совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца". Круг смены
государственных форм, таким образом, замыкается: конечный путь естественного
развития форм государства соединяется с исходным. Полибий отмечает неустойчивость, присущую
каждой отдельной простой форме, поскольку она воплощает в себе лишь какое-то
одно начало, которому неизбежно по самой природе суждено вырождение в свою
противоположность. Так, царству сопутствует тирания, а демократии –
необузданное господство силы. Исходя из этого. Полибий заключает, что
"несомненно совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой
соединяются особенности всех форм, поименованных выше", т. е. царской
власти, аристократии и демократии. Главное преимущество такой смешанной формы правления Полибий, испытавший в этом вопросе
большое влияние соответствующих идей Аристотеля, видит в обеспечении надлежащей
устойчивости государства, предотвращающей переход к извращенным формам
правления. Первым, кто уяснил это и организовал
смешанное правление, был, по мнению Полибия, лакедемонский законодатель Ликург. Касаясь современного ему положения дел,
Полибий отмечает, что наилучшим устройством отличается римское государство. В этой
связи он анализирует полномочия "трех властей"
в римском государстве – власти консулов, сената и народа, выражающих
соответственно царское, аристократическое и демократическое начала. *
* * Мыслители Древней Греции внесли существенный
вклад в развитие политико-правовых воззрений, в теоретическую разработку
проблем государства и права. Этим обусловлено их заметное влияние на
последующих авторов и их выдающееся место в истории политических и правовых
учений. Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме1. Учение Цицерона о государстве и правеМарк Туллий Цицерон (106–43 гг. до
н. э.) – знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель.
В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и
права. Специально эти вопросы освещены в его работах "О государстве"
и "О законах". Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi). При этом он подчеркивает,
что "народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было
образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах
права и общностью интересов". Тем самым государство в трактовке Цицерона
предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов,
что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и
как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое
образование, "общий правопорядок". Таким образом, Цицерон стоит у
истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много
приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи "правового
государства". |
Реклама: |