|
Существенным составным моментом
политического качества закона является его соответствие политической
справедливости и праву. "Всякий закон, – отмечал Аристотель; – в основе
предполагает своего рода право". Следовательно, это право должно найти
свое выражение, воплощение и соблюдение в законе. Отступление закона от права
означало бы, согласно концепции Аристотеля, отход от политических форм к
деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. "Не может
быть делом закона, – подчеркивал он,– властвование не только по праву, но и
вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно,
противоречит идее права". Политическое правление – это, по Аристотелю,
правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам,
закон же – "уравновешенный разум". 4. Политико-правовая мысль периода эллинизма (вторая половина IV – II в. до в. э.)Политико-правовая мысль этого периода нашла
свое выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. Для учения Эпикура
(341–270 гг, до н. э.) характерны мотивы аполитичности, проповедь неучастия в
активной общественной и политической жизни. "Надо, – считал он, –
высвободиться из уз обыденных дел и общественной деятельности". Главная цель государственной власти и
основание политического общения состоят, по Эпикуру, в обеспечении взаимной
безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непричинении ими друг
другу вреда. С таким пониманием смысла и назначения
политического общения связана и эпикуровская трактовка государства и закона как
результата договора людей между собой об их общей пользе – взаимной
безопасности. "Справедливость, происходящая от природы, – отмечал Эпикур,
– есть договор о полезном – с целью не вредить друг другу и не терпеть
вреда". Для каждого места и времени есть своя
справедливость – свое "естественное представление о справедливости",
но общим для всех этих изменчивых "справедливостей" является то, что
все они суть соглашения об общей пользе участников
договора. В политическом плане эпикуровской этике более
всего соответствует такая форма умеренной демократии, при которой господство
законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов. Основателем стоицизма
был Зенон (336–264 гг. до н. э.). В истории
стоицизма различают три периода: древнюю, среднюю и новую (римскую) Стою.
Главными деятелями древней Стои (III–II вв. до н. э.) являются, кроме Зенона,
Клеанф и Хрисипп. Ведущими представителями средней Стои (II–I вв. до н. э.)
были Панетий и Посидоний, а новой (римской) Стои (I–II вв. н. э.) – Сенека,
Эпиктет и император Марк Аврелий. Мироздание в целом, согласно стоицизму,
управляется судьбой. Судьба как управляющее и господствующее начало есть
одновременно "разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании,
управляемом провидением, или разум, сообразно с которым ставшее стало,
становящееся становится и предстоящее станет". Судьба в учении стоиков
выступает в качестве такого "естественного закона" ("общего
закона"), который имеет в то же время божественный характер и смысл.
Согласно Зенону, "естественный закон божествен и обладает силой,
повелевающей (делать) правильное и запрещающей противоположное". В основе гражданского общежития лежит, по
мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь
между собой. Государство, следовательно, выступает у стоиков как естественное
объединение, а не как искусственное, условное, договорное образование. Отталкиваясь от универсального характера
естественного закона (и, следовательно, справедливости по природе), Зенон и
Хрисипп в своих сочинениях о государстве, а вслед за ними и их греческие и
римские последователи, обосновывали космополитические представления о том, что
все люди (и по своей природе, и по закону мироздания в целом) – граждане
единого мирового государства (космополиса) и что человек – гражданин вселенной. |
Реклама: |