|
Частная собственность, по Аристотелю,
коренится в природе человека, в его естественной любви к себе. Государство, замечает Аристотель, – понятие
сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и
объединяет определенную совокупность граждан. Гражданин, по Аристотелю, это
тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного
государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования
совокупность граждан. Форму государства Аристотель характеризовал
также как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в
государстве. В этом плане государственная форма определяется числом властвующих
(один, немногие, большинство). Кроме того, им различаются правильные
и неправильные формы государства: в
правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных –
только свое личное благо. Тремя правильными формами государства являются
монархическое правление (царская власть), аристократия и полития, а
соответствующими ошибочными отклонениями от них – тирания, олигархия и
демократия. Из неправильных форм государства тирания –
наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где
верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением
характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и
бедных и господстве закона. Отсюда – высокая оценка им реформ Солона. Полития как лучшая
форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но
свободна от их недостатков и крайностей. Полития – "средняя" форма
государства, и "средний" элемент в ней доминирует во всем: в нравах –
умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой.
"Государство, состоящее из "средних" людей, будет иметь и
наилучший государственный строй". Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии
надлежащего равенства. Перевороты оказываются следствием нарушения
относительного характера равенства и искажения принципа политической
справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным
равенством, а в других – равенством по достоинству. Так, демократия
основывается на том принципе, что относительное равенство влечет за собой и
абсолютное равенство, а олигархия исходит из принципа, будто относительное
неравенство обусловливает и неравенство абсолютное. Подобная ошибочность в
исходных принципах государственных форм и ведет в дальнейшем к междоусобицам и
мятежам. Высоко оценивая благо мира, Аристотель
подчеркивал, что "самый принцип войн можно считать противным идее
права". Этот тезис в дальнейшем получил широкое распространение у критиков
войны и сторонников "вечного мира", в частности у Канта и Фихте. В своем правопонимании Аристотель разделяет положение
Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Право олицетворяет
собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между
людьми. "Понятие справедливости, – отмечает Аристотель, – связано с
представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости,
является регулирующей нормой политического общения". В целом право как политическое явление
Аристотель называет "политическим правом". Это, в частности, означает
невозможность неполитического права, отсутствие права вообще в неполитических
(деспотических) формах правления. Политическое право делится им на естественное
и условное (волеустановленное). "Что касается политического права, – пишет
он, – то оно частью естественное, частью условное. Естественное право – то,
которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или
непризнания его. Условное право – то, которое первоначально могло быть без
существенного различия таким или иным, но раз оно определено, (это безразличие
прекращается)". |
Реклама: |