|
Платон в "Законах" различает два
вида государственного устройства: один – где над всем стоят правители, другой –
где и правителям предписаны законы. Речь при этом идет о справедливых .законах–
"определениях разума", установленных ради общего блага всего
государства в целом, а не какой-то ограниченной группы, захватившей власть.
"Мы признаем, – пишет Платон, – что там, где законы установлены в
интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а
только о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью, носит
вотще это имя". Платон рекомендует законодателю
придерживаться умеренности, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с
другой – свободу управляемых. Учету подлежат также география местности, климат,
почва и т. п. "И невозможно, – подчеркивал Платон, – устанавливать законы
вразрез с местными условиями". Большое значение он придает разработке и
изучению науки о законах: "Ведь из всех
наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о
законах". В проекте второго по достоинству государства
основная ставка делается на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и
жестко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня
и ночи. Дальнейшее развитие и углубление античной
политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), которому принадлежат
крылатые слова: "Платон мне друг, но больший друг – истина". Аристотель был плодовитым автором, но многие
из его произведений утеряны. Политико-правовая тематика подробно освещается в
таких сохранившихся его работах, как "Политика", "Афинская
полития" и "Этика". Аристотель предпринял попытку всесторонней
разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой.
Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления
о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов). Этика предстает как
начало политики, введение к ней. Аристотель различает два вида справедливости:
уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей
справедливости является "арифметическое равенство", сферой
применения этого принципа – область гражданско-правовых сделок, возмещения
ущерба, наказания и т. д. Распределяющая
справедливость исходит из принципа "геометрического
равенства" и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально
вкладу и взносу того или иного члена общения. Основным итогом этических исследований,
существенным для политики, является положение о том, что политическая
справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими
к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию). Государство – продукт естественного развития.
В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям,
как семья и селение. Но государство – высшая форма общения, обнимающая собою
все остальные общения. В политическом общении все другие формы общения
достигают своей цели (благой жизни) и завершения. Человек по природе своей
существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается
генезис этой политической природы человека. Однако не все люди, не все
народности достигли такого уровня развития. Аристотель считал, что
"варвары" – люди с неразвитой человеческой природой, и они не доросли
до политической формы жизни. "Варвар и раб, по природе своей, понятия
тождественные". Отношения господина и раба являются, по
Аристотелю, элементом семьи, а не государства. Политическая же власть исходит
из отношений свободы и равенства, принципиально отличаясь этим от отцовской власти
над детьми и от господской власти над рабами. Для Аристотеля, как и для Платона,
государство представляет собой некое целое и единство составляющих его
элементов, но он критикует платоновскую попытку "сделать государство
чрезмерно единым". Государство состоит из множества элементов, и
чрезмерное стремление к их единству, например предлагаемая Платоном общность
имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства. С позиций защиты
частной собственности, семьи и прав индивида Аристотель обстоятельно критиковал
оба проекта платоновского государства. |
Реклама: |