|
Последовательно придерживаясь своих
представлений о справедливости, законности и разумном правлении, Сократ
неоднократно сталкивался с властями (и при демократии, и при правлении тридцати
тиранов), которые, естественно, стремились пресечь его влиятельную оппозицию и
довольно популярную критику. Но ему все же пришлось испить свою чашу яда. В 399 г. до н. э. видные деятели вернувшейся
к власти демократии выдвинули против семидесятилетнего Сократа обвинение в
безбожии, нарушении отечественных законов и развращении молодежи. Осужденный на
смерть, Сократ остался верен своим принципам – не нарушать законов, не отвечать
несправедливостью на несправедливость – и отказался от подготовленного его
друзьями побега из тюрьмы. Учение Сократа, его жизнь и смерть не только
произвели большое впечатление на его современников и учеников, но и оказали
заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли. Влияние Сократа сказывается в таких высших
достижениях греческой политико-правовой мысли, как политическая философия
Платона и политическая наука Аристотеля. . Платон (427–347
гг. до н. э.) – один из величайших мыслителей не только античности, но и во
всей истории философии, политических и правовых учений. Платон происходил из очень знатного афинского
рода. В молодости (407–399 гг. до н. э.) был слушателем и учеником Сократа,
оказавшего на него огромное влияние. После смерти Сократа Платон вместе с
другими учениками казненного философа покинул Афины. Он побывал в Мегаpax, а затем много путешествовал, посетив Египет,
Южную Италию и Сицилию. Вернувшись в Афины, Платон в 387 г. до н. э. приобрел
рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь
знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни. Академия просуществовала
почти целое тысячелетие (до 529 г. н. э.). Смысл философского учения Платона об идеях
состоит в том, что "истинное бытие – это некие умопостигаемые и
бестелесные идеи", а данные ощущению эмпирические тела, вещи и явления –
не истинны, поскольку вообще относятся не к бытию, а чему-то подвижному,
становлению. Истинное познание – это познание бытия, т. е.
мира идей. Оно доступно лишь "редким людям" – философам. Толпе же,
считал Платон, не присуще быть философом. Идеальное государство трактуется Платоном (в
диалоге "Государство") как реализация идей и максимально возможное
воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни – в полисе. В "Государстве" Платон, конструируя
идеальное справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, по
его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной
человеческой душой. По самой идее справедливости, подчеркивает Платон,
справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, но,
напротив, схож с ним. Трем началам (или частям) человеческой души – разумному,
яростному и вожделеющему – аналогичны в государстве три схожих начала –
совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия
– правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев). Справедливость состоит в том, чтобы каждое
начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того,
справедливость требует, по Платону, соответствующей иерархической
соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т. е.
философам, которые персонифицируют эту способность) подобает господствовать;
яростному началу (т.е. воинам) – быть вооруженной защитой, подчиняясь первому
началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками,
земледельцами и другими производителями), которое "по своей природе жаждет
богатства". Определяя полис как совместное поселение,
обусловленное общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о
том, что наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда
между гражданами государства. |
Реклама: |