|
Чтобы стражи постоянно были на высоте своих
задач, их быт и вся жизнь организуются на началах солидарности, общности,
равенства и коллективизма. "Прежде всего, – подчеркивал Платон, – никто не
должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней
необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда
не имел бы доступа всякий желающий". Необходимые припасы стражи получают
от третьего сословия. Живут и питаются стражи сообща, как во время походов. Им
запрещается не только пользоваться, но даже прикасаться к золоту или серебру. Решающее значение для идеального
государственного устройства имеет, по Платону, введение для стражей общности
жен и детей. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с
мужчинами. Семьи в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей
воспитывает государство. Вопросы регламентации брака, быта,
собственности, труда, да и всей жизни людей третьего сословия Платон оставляет
на усмотрение властей идеального государства. Хотя члены этого сословия
отстранены от управления государством, однако в принципе, они являются
свободными, а не рабами. Платон – против крайностей богатства и
бедности, за умеренность, средний достаток. Весьма проницательно он подмечает политическое
значение имущественного расслоения общества. Главное социально-экономическое
отличие проектируемого идеального государства от всех прочих государств Платон
видит в том, что в нем преодолен раскол на богатых и бедных, тогда как каждое
обычное государство "представляет собою множество государств... Как бы там
ни было, в них заключены два враждебных между собой государства: одно –
бедняков, другое – богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств,
так что ты промахнешься, подходя к ним как к чему-то единому". Правление философов и действие справедливых
законов для Платона в "Государстве" – два взаимосвязанных аспекта
единого идеального проекта. Идеальное государство как правление лучших и
благородных – аристократическое государственное устройство. Этот лучший тип
государственного устройства, по Платону, можно назвать двояко: если среди
правителей выделится кто-нибудь один, то правление будет царской властью, если
несколько правителей, тогда это будет аристократия. Платон в "Государстве" верит в
возможность практического осуществления своего проекта, хотя и признает
трудности этого дела. Но если даже идеальное государство будет создано на
земле, оно все равно не будет вечным и в силу неизбежной порчи человеческой
натуры сменится другими формами правления. Понимая изменения и смену различных
общественно-государственных форм как круговращение внутри определенного цикла,
Платон говорит о соответствии пяти видов государственного устройства
(аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) пяти видам
душевного склада людей. Идеальному (аристократическому)
государственному устройству Платон противопоставляет четыре других,
характеризуя их в порядке прогрессирующей порчи государственности. Освещая весь
этот цикл деградации, Платон создает цельную динамическую картину политической
жизни и смены ее форм. Вырождение идеальной аристократии приводит к
появлению частной собственности на землю и дома, делению людей на свободных и
рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это –
тимократия, под которой Платон имеет в виду критско-спартанский тип
государственного устройства. Такое государство будет вечно воевать. Между тем
война, по Платону, – "главный источник частных и общественных бед".
Особенно ненавистны ему войны между эллинами. Порча поглощенного войной и раздорами
тимократического государства приводит – в результате скопления значительного
богатства у частных лиц– к олигархии. Этот строй основан на имущественном
цензе; у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении. В неимущих
зреет ненависть против алчных и никчемных богачей, приводящая к перевороту в
государстве и установлению демократии. |
Реклама: |