|
Реальный критерий практической политики и
принцип властвования Фрасимах видел в выгоде сильнейшего. Ему принадлежат такие
слова: "Справедливость, утверждаю я, это то, что пригодно
сильнейшему". В каждом государстве, пояснял Фрасимах свою
мысль, власть устанавливает законы в свою пользу: демократия – демократические
законы, тирания – тиранические и т. д. Установив подобные законы, власти
объявляют их справедливыми. Обладание властью дает большие преимущества.
Несправедливость в политических отношениях оказывается целесообразнее и
выгоднее справедливости. Высмеивая наивный, с его точки зрения, подход
Сократа к практической политике с нравственными мерками, Фрасимах говорил:
"Справедливость и справедливое – в сущности это чужое благо, это нечто,
устраивающее сильнейшего, правителя, а для подневольного исполнителя это чистый
вред, тогда как несправедливость – наоборот: она правит, честно говоря, простоватыми,
а потому и справедливыми людьми". Нравственные основы политики отвергал и
софист Пол Агригентский, ученик Горгия. Его
интересовали прежде всего опыт практической политики, эмпирическая реальность
государственной жизни. Поскольку в отношениям между людьми все равно нет
справедливости, то лучше, говорил Пол, самому творить несправедливость,
реализуя свои желания и цели, чем претерпевать несправедливость от других.
Лучше быть тираном, чем его жертвой. И с этих позиций он в принципе оправдывал
произвол тирана – "свободу делать в городе, что сочтешь нужным, –убивать,
отправлять в изгнание– одним словом, поступать, как тебе вздумается". Сторонником аристократического правления был,
согласно сообщению Платона, молодой афинский аристократ и софист Калликл. Он резко противопоставил естественное право
полисным законам и общепринятым обычаям. "По-моему, – говорил он, – законы
как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной
выгоды устанавливают они законы, расточая и
похвалы, и порицания". По природе же, утверждал Калликл, справедливо
то, что лучший выше худшего и сильный выше слабого. Повсюду (среди животных,
людей, государств и народов) природный признак справедливости, по его мнению,
таков: сильный повелевает слабым и стоит выше слабого. С позиций такого закона
природы и естественного права силы Калликл критиковал демократические законы и
обычаи и лежащий в их основе принцип равноправия граждан. Софист Ликофрон характеризовал
государственное общение как результат, договора людей между собой о взаимном
союзе. Также и закон в его трактовке оказывается простым договором,
"просто гарантиею личных прав". Другой софист младшего поколения Алкидам Элейский (I половина IV в. до н. э.), ученик Горгия,
развивал мысль о равенстве всех людей, включая и рабов. Ему приписываются следующие знаменательные слова:
"Божество создало всех свободными, а природа никого не сотворила
рабом". Принципиальным критиком софистов был Сократ (469–399 гг. до н. э.) – одна из интереснейших и
популярнейших фигур в духовной истории человечества. Уже при жизни он был
признан дельфийской пифией мудрейшим из всех людей. Споря с софистами, Сократ
вместе с тем воспринял ряд их идей и по-своему развил начатое ими
просветительское дело. Как и софисты, Сократ различал естественное
право и закон полиса, но в отличие от них он считал, что и естественное право,
и полисный закон восходят к разумному началу. Своим понятийным подходом Сократ
стремился отразить и сформулировать именно эту разумную природу нравственных,
политических и правовых явлений. На этом пути он пришел к выводу о тождестве
разумного, справедливого и законного. Политический идеал Сократа можно выразить в
виде следующего принципа: править должны знающие.
Сам он говорил об этом так: "Цари и правители не те, которые носят
скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые
достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют
править". |
Реклама: |