|
Будучи патриотом, он вместе с тем пришел к
убеждению о необходимости преодолевать национальный эгоизм и мессианизм.
"Россия обладает, быть может, важными и самобытными духовными силами, но
для проявления их ей во всяком случае нужно принять и деятельно усвоить те
общечеловеческие формы жизни и знания, которые выработаны Западной Европой.
Наша вне-европейская и противу-европейская самобытность всегда была и есть
пустая претензия; отречься от этой претензии есть для нас первое и необходимое
условие всякого успеха". К числу положительных общественных форм
жизни Западной Европы он относил
правовое государство, правда, для него самого оно не было окончательным
вариантом воплощения солидарности человеческой, а только ступенью к высшей
форме общения. В этом вопросе он явно отошел от славянофилов, взгляды которых
поначалу разделял. По-другому сложилось его отношение к идеалу
теократии, в обсуждении которого он отдал дань увлечения идеей вселенской
теократии под началом Рима и с участием самодержавной России. В обсуждении
проблем организации теократии ("богочеловеческого теократического
общества") Соловьев выделяет три элемента ее социальной структуры:
священники (часть божия), князья и начальники (часть
активно-человеческая) и народ земли (часть пассивно-человеческая). Такое
расчленение, по мнению философа, естественно вытекает из необходимости
исторического процесса и составляет органическую форму теократического
общества, причем эта форма "не нарушает внутреннего существенного
равенства всех с безусловной точки зрения" (т. е. равенства всех в своем
человеческом достоинстве). Необходимость личных руководителей народа
обусловливается "пассивным характером народной массы" (История и будущность
теократии. Исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни.
1885–1887). Позднее философ пережил крушение своих надежд, связанных с идеей
теократии. Более плодотворными и перспективными
оказались его обсуждения темы социального христианства и христианской политики.
Здесь он фактически продолжил разработку либеральной доктрины западников.
Соловьев полагал, что истинное христианство должно быть общественным, что
вместе с индивидуальным душеспасением оно требует социальной активности,
социальных реформ. Эта характеристика составила главную исходную идею его
моральной доктрины и нравственной философии (Оправдание добра.1897). Политическая организация в представлении
Соловьева есть по преимуществу благо природно-человеческое, столь же
необходимое для нашей жизни, как и наш физический организм. Христианство дает
нам высшее благо, духовное благо и при этом не отнимает у нас низших природных
благ – "и не выдергивает из-под наших ног той лестницы, по которой мы
идем" (Оправдание добра). Здесь особое значение призвано иметь
христианское государство и христианская политика. "Христианское
государство, если оно не остается пустым именем, должно иметь определенное
отличие от государства языческого, хотя бы они, как государства, имеют
одинаковую основу и общую основу". Существует, подчеркивает философ,
нравственная необходимость государства. Сверх общей и сверх традиционной
охранительной задачи, которую обеспечивает всякое государство (охранять основы
общения, без которых человечество не могло бы существовать), христианское
государство имеет еще прогрессивную задачу – улучшить условия этого
существования, содействующие "свободному развитию всех человеческих сил,
которые должны стать носительницами грядущего Царства Божия". Правило истинного прогресса состоит в том,
чтобы государство как можно менее стесняло внутренний мир человека,
предоставляя его свободному духовному действию церкви, и вместе с тем как можно
вернее и шире обеспечивало внешние условия "для достойного существования и
совершенствования людей". Другой важный аспект политической,
организации и жизни составляет характер взаимоотношений государства и церкви.
Здесь у Соловьева прослеживаются контуры концепции, которая впоследствии
получит название концепции социального государства. Именно государство должно,
по мнению философа, стать главным гарантом в обеспечении права каждого человека
на достойное существование. Нормальная связь церкви и государства находит свое
выражение в "постоянном согласии их высших представителей'– первосвятителя
и царя". Рядом с этими носителями безусловного авторитета и безусловной
власти должен быть в обществе и носитель безусловной свободы – человек. Эта
свобода не может принадлежать толпе, она не может быть "атрибутом
демократии" – настоящую свободу человек должен "заслужить внутренним
подвигом". |
Реклама: |