|
Право свободы основано на самом существе
человека и должно быть обеспечено извне государством. Правда, степень
осуществления этого права есть нечто такое, что всецело зависит от внутренних
условий, от степени достигнутого нравственного сознания. Французская революция
имела бесспорный ценный опыт в этой области, что было связано с
"объявлением человеческих прав". Это объявление было исторически
новым по отношению не только к древнему миру и Средним векам, но также и
позднейшей Европе. Но в этой революции было два лика – "провозглашение
человеческих прав сначала, а затем неслыханное систематическое попирание всех
таких прав революционными властями". Из двух начал – "человек" и
"гражданин", бессвязно, по мнению Соловьева, сопоставленных рядом,
вместо того чтобы второго подчинить первому, низший принцип
("гражданин") как более конкретный и наглядный оказался на деле более
сильным и вскоре "заслонил собою высший, а затем и поглотил по
необходимости". Нельзя было в формуле человеческих прав добавлять после
"права человека" фразу "и гражданина", поскольку тем самым
смешивалось разнородное и ставилось на одну доску "условное с безусловным". Нельзя в здравом уме сказать даже
преступнику или душевнобольному "Ты не человек!", но гораздо легче
произнести "Еще вчера ты был гражданином". (Идея человечества у
Августа Конта.) Для правопонимания Соловьева помимо общего
уважительного отношения к идее права (праву как ценности) характерно еще
стремление выделить и оттенить нравственную ценность права, правовых институтов
и принципов. Такая позиция отражена у него и в самом определении права,
согласно которому право является прежде всего "низшим пределом или
некоторым минимумом нравственности, равно для всех обязательным" (Право и
нравственность. Очерки по прикладной этике. 1899). Естественное право для него не есть некое
обособленное натуральное право, предшествующее исторически праву
положительному. Не составляет оно и нравственного критерия для последнего, как,
например, у Е. Н. Трубецкого. Естественное право у Соловьева, как и у Конта,
есть формальная идея права, рационально выведенная из общих принципов
философии. Естественное право и положительное право для него лишь две различные
точки зрения на один и тот же предмет. При этом естественное право воплощает
"рациональную сущность права", а право положительное олицетворяет
историческую явленность права. Последнее является правом, реализованным в
зависимости "от состояния нравственного сознания в данном обществе и от
других исторических условий". Понятно, что эти условия предопределяют
особенности постоянного дополнения естественного права правом положительным. "Естественное право есть та
алгебраическая формула, под которую история подставляет различные
действительные величины положительного права". Естественное право сводится
всецело к двум факторам – свободе и равенству, т. е. оно, собственно, и являет
собой алгебраическую формулу всякого права, его рациональную (разумную)
сущность. При этом этический минимум, о котором говорилось ранее, присущ не
одному естественному праву, но и положительному. Свобода есть необходимый субстрат, а
равенство – его необходимая формула. Цель нормального общества и права
составляет общественное благо. Эта цель есть общая, а не коллективная только
(не сумма отдельных целей). Эта общая цель по существу своему внутренне
соединяет всех и каждого. Соединение всех и каждого происходит при этом
благодаря солидарным действиям в достижении общей цели. Право стремится
осуществить справедливость, но стремление это лишь общая тенденция,
"логос" и смысл права. Право положительное лишь воплощает и
реализует (иногда не вполне совершенно) в конкретные формы эту общую тенденцию.
Право (справедливость) пребывает в таком соотношении с религиозной моралью
(любовью), в каком пребывают государство и церковь. При этом любовь есть
нравственный принцип церкви, а справедливость есть нравственный принцип
государства. Право в отличие от "норм любви, религии" предполагает
принудительное требование реализации минимального добра. |
Реклама: |