|
Чичерин оставил заметный след также в
историческом исследовании русского права и государства. Его магистерская
диссертация 1853 г. "Областные учреждения России в XVII в." явилась
новым словом в историографии российской государственности. Эта
государственность была охарактеризована как главный фактор не только правовых,
но и общественных перемен (например, в деле закрепощения крестьян). Вместе с
трудами С. М. Соловьева и К. Д. Кавелина диссертация послужила вехой в
зарождении так называемой государственнической школы русской историографии. Оценивая сложившуюся ситуацию в России
накануне XX столетия, Чичерин пришел к довольно мрачному заключению: вопреки
реформаторским начинаниям 60-х гг. она изменилась незначительно и являет собой
зрелище всеохватывающего деспотизма. Наибольшее зло отныне исходит из
бюрократии (чиновничества), хотя сама по себе бюрократия образует
"естественную и необходимую принадлежность всякого государственного быта,
в котором потребности управления получают более или менее развернутое
развитие" (Вопросы политики. 1904). Особенность бюрократии как организации
состоит в том, что она требует дисциплины и исполнительности и менее всего
личной инициативы. "В ней господствует механический строй, а не
общественный дух... И так как для совокупного действия все должно идти
однообразным, заведенным порядком и самые мелкие подробности восходят до самой
вершины, которая всеми руководит и все контролирует, то отсюда рождается
бесконечное бумажное делопроизводство, в котором исчезает всякая
самостоятельная мысль и всякое живое дело". Для подобной деятельности не
нужно способностей, достаточно заурядного трудолюбия и гибкости, или, как
сказал Бомарше, "быть посредственным и ползать – с этим выскочишь из любой
ситуации". Выход из создавшейся ситуации виделся Чичерину в одном – в
создании выборных учреждений местного самоуправления. Этому учит также опыт
других стран. "Только присутствие независимых общественных сил, облеченных
правом голоса, в состоянии внести семена жизни в этот мертвящий механизм". По своим исследовательским интересам и
творческим результатам Чичерин был мыслителем европейского масштаба и традиции.
"Самым многосторонне образованным и многознающим из всех русских, а может
быть, и европейских ученых" называл его Вл. Соловьев. "Наш
единственный теоретик либерализма", – отозвался о нем Бердяев. 3. Политико-правовые взгляды В. С. СоловьеваВладимир Сергеевич Соловьев (1853–1900)
оставил заметный след в обсуждении многих актуальных проблем своего времени,
таких как право и нравственность, христианское государство, права человека, а
также отношение к социализму, славянофильству, старообрядчеству, революции,
судьбе России. В магистерской диссертации "Кризис в западной философии.
Против позитивизма"
(1881) он во многом опирался на критические обобщения И. В. Киреевского, на
его синтез философских и религиозных идей, на идею цельности жизни, хотя и не
разделял его мессианских мотивов и противопоставления русского православия всей
западной мысли. Его собственная критика западноевропейского рационализма
основывалась также на аргументации некоторых европейских мыслителей. Впоследствии философ смягчил общую оценку
позитивизма, ставшего в России одно время не просто модой, но вдобавок объектом
идолопоклонства. В итоге "за целого Конта выдавалась только половина его
учения, а другая – и по мнению учителя более значительная, окончательная –
замалчивалась". Учение Конта содержало, по заключению Соловьева,
"зерно великой истины" (идея человечества), правда, истины
"ложно обусловленной и односторонне выраженной" (Идея человечества у
Августа Конта. 1898). Вл. Соловьев со временем стал едва ли не
самым авторитетным представителем отечественной философии, в том числе
философии права, много сделавшим для обоснования мысли о том, что право,
правовые убеждения безусловно необходимы для нравственного прогресса. При этом
он резко отмежевался от славянофильского идеализма, основанного на
"безобразной смеси фантастических совершенств с дурной реальностью" и
от моралистического радикализма Л. Толстого, ущербного прежде всего тотальным
отрицанием права. |
Реклама: |