|
Славой многознающего софиста, великого
спорщика и блестящего оратора пользовался Протагор
(481–411 гг. до н. э.). Основное положение Протагора, разделявшееся
многими софистами, звучит так: "Мера всех вещей – человек, существующих,
что они существуют, а несуществующих, что они не существуют". Из этого
положения Протагор делал выводы о правомерности и справедливости
демократического строя. В этой связи показательна его интерпретация
мифа о появлении человека и возникновении человеческого сообщества. По версии
Протагора, дары Прометея (умение обращаться с огнем, приобщение к знанию и т.
д.) и Зевса ("стыд и правда", умение жить сообща) достались всем
людям. Тем самым Протагор в принципе признавал равенство всех людей – по их
одинаковой причастности к мудрости, добродетелям и искусству государственной
жизни. Горгий (ок. 483–375
гг. до н. э.) был наряду с Протагором одним из наиболее знаменитых софистов. Высоко оценивая достижения человеческой
культуры, Горгий относит к их числу и "писаные законы, этих стражей
справедливости". Писаный закон – искусное человеческое изобретение, т. е.
нечто искусственное. От "писаного закона" Горгий отличал неписаную
"справедливость", которая, характеризуется им как "сущность
дел", "божественный и всеобщий закон". Это не означает, однако,
наличия между ними резкого расхождения и противоположности. Будучи приверженцем
писаных законов, Горгий вместе с тем саму справедливость ставит по ценности
выше их. Высоко оценивал Горгий благо мира, который,
по его выражению, является "другом всего прекрасного и хорошего". В
своей "Олимпийской речи", произнесенной в Олимпии примерно в 408 г.
до н. э., когда шла внутригреческая Пелопоннесская война, Горгий призвал всех
эллинов к единению и миру. Советуя грекам прекратить свою внутреннюю вражду, он
убеждал их сражаться не между собой, а совместно против "варваров". Гиппий из Элиды (460–400
гг. до н. э.) первым среди софистов в духе естественно-правового учения резко
противопоставил природу (фюсис) и полисный закон (номос). Природа (природа
вещей) предстает в трактовке Гиппия в качестве того истинного, естественного
права, которое противостоит ошибочному, искусственному, полисном закону.
Обращаясь к своим собеседникам-эллинам, гражданам различных полисов, Гиппий
говорит: "Люди, собравшиеся здесь! Я считаю, что вы все тут родственники,
свойственники и сограждане – по природе, а не по закону: ведь подобное
родственно подобному по природе, закон же, властвуя над людьми, принуждает ко
многому, что противно природе". Естественно-правовые представления развивал
(около 400 г. до н. э.) и софист Антифонт.
Обосновывая положение о равенстве всех людей по природе, он ссылается на то,
что у всех людей – эллинов и варваров, благородных и простых – одни и те же
естественные потребности. Неравенство же людей проистекает из человеческих
законов, а не из природы. "По природе, – говорит Антифонт, – мы все во
всех отношениях равны, притом (одинаково) и варвары, и эллины. Здесь уместно
обратить внимание на то, что у всех людей нужды от природы одинаковы". Различая "законы полиса" и
"законы природы" (естественное право), Антифонт отдает явное
предпочтение вторым. Он отмечал, что "многие (предписания, признаваемые)
справедливыми по закону, враждебны природе (человека)". Даже полезные
установления закона – суть оковы для человеческой природы, веления же природы
приносят человеку свободу. Воспитание людей в духе требований природы
Антифонт расценивал в качестве необходимого условия достижения единства граждан
в вопросе о государственных порядках и законах. Фрасимах из Халкедона
был одним из самых ярких и знаменитых софистов младшего поколения. Политика, по Фрасимаху, область проявления
человеческих сил и интересов, сфера человеческого, а не божественного
действования. |
Реклама: |