|
Он отвергал
революции и восстания угнетенных, расценивая их как угрозу культуре. Зло и не
без проницательности Ницше предупреждал о неизбежных в грядущем революционных
выступлениях масс. "...Грядущему столетию, – писал он, – предстоит
испытать по местам основательные "колики", и Парижская коммуна, находящая себе апологетов и защитников даже в
Германии, окажется, пожалуй, только легким "несварением желудка" по
сравнению с тем, что предстоит". Вместе с тем он считал, что инстинкт
собственников в конечном счете возьмет верх над социализмом. Остро
критикуя социалистические идеи, Ницше полагал, что социализм даже желателен в
виде эксперимента. "И в самом деле, – писал он, – мне бы хотелось, чтобы
на нескольких больших примерах было показано, что в социалистическом обществе
жизнь сама себя отрицает, сама подрезает свои корни". Социалисты, отмечал
он, отрицают право и правосудие, индивидуальные притязания, права и
преимущества и тем самым отвергают само право, так как "при общем
равенстве никому не будут нужны права". В весьма черных красках изображал
он и будущее законодательство при социализме. "Если бы они, – рассуждал он
о социалистах, – когда-нибудь стали сами предписывать законы, то
можно быть уверенным, что они заковали бы себя в железные цепи и требовали бы
страшной дисциплины – они знают себя! И
они подчинялись бы этим законам с сознанием, что они сами предписали их". Резкой
критике подверг Ницше и подход социалистов к государству. В этой связи он
отмечал, что социализм, стремясь к устранению всех существующих государств,
"может рассчитывать лишь на краткое и случайное, существование с помощью
самого крайнего терроризма". Как бы предугадывая облик грядущего
тоталитаризма, Ницше говорил об уничтожении личности при социализме,
реформировании ее в целесообразный орган общественного союза, о режиме
верноподданнической покорности всех граждан абсолютному государству. Работы Ницше при его жизни не получили широкой
известности. Но последующее влияние его идей подтвердило надежды мыслителя:
"Только послезавтрашний день принадлежит мне. Некоторые рождаются
посмертно". Идеологи фашизма и национал-социализма объявили Ницше своим предтечей. Обходя те аспекты ницшевского учения (аристократизм, индивидуализм, открытая вражда к массам, народу, "толпе", "стаду"; критика немецкого национализма; наряду с некоторыми выпадами против евреев также и неоднократная высокая оценка еврейской нации и т.п.), которые явно расходились с фашистской и национал-социалистической идеологией, рассчитанной на массовое движение, они акцентировали внимание на моментах общности и преемственности между ницшеанством и собственной идеологией. Ряд идей Ницше (о расе господ, новом порядке, о национальной миссии немцев, сверхчеловеке, воле к власти и т. д.) получили соответствующую интерпретацию и модификацию в духе идеологии национал-социализма. После Второй
мировой войны начался новый этап интерпретаций творчества Ницше, уяснения его подлинного
места в истории философской и политико-правовой мысли. 4. Политико-правовая идеология
национал-социализма
В
начале 20-х гг. текущего столетия в Германии, потерпевшей поражение в Первой
мировой войне, обремененной множеством экономических и социальных трудностей,
политических и идеологических конфликтов, возникло национал- социалистическое
движение. Оно явилось своеобразным выражением того глубокого общественного
кризиса, который охватил в ту пору одну из крупнейших стран Европы. Национал-
социалистическое движение выступило с собственной программой преодоления
трудного кризиса и развернуло борьбу за переустройство Германии на принципах
национал- социализма. С 1933 по
1945 г. немецкие национал-социалисты стояли у власти, непосредственно внедряя в
государственно-правовую практику, в науку о государстве и праве исповедуемые
ими принципы. |
Реклама: |