|
Идейное ядро этих национал-социалистических
представлений – проект тоталитарной политической власти. По убеждению
национал-социалистов государство должно быть лишь одним из элементов (но вовсе
не главным) германской политической общности. Она имеет тройственное членение.
Ее образуют: 1) "движение" (т. е. национал-социалистическая немецкая
рабочая партия); 2) "государство" (собственно государственный
аппарат); 3) "народ" (т. е. немцы, сорганизованные в различные
непартийные и негосударственные объединения). В структуре германской политической общности
безоговорочно приоритетной ее частью идеологами фашизма признавалась их партия – Национал-социалистическая немецкая рабочая
партия (немецкая аббревиатура –НСДАП). Диктат
нацистской партии над государством предлагалось обеспечить с помощью ряда
средств. В особенности упор делался на "унификацию" партии и
государства. Точнее говоря, на срастание нацистской партии с государством и на
осуществление этой партией полновластного руководства им. Конкретно под
"унификацией" понималось проведение комплекса определенных
практических мер. Укажем некоторые из них. Назначение на все мало-мальски
заметные государственные посты исключительно членов нацистской партии.
Принадлежность к ней – первая и важнейшая привилегия при занятии
государственной должности. Сосредоточение на самом верху политической пирамиды
государственной и центральной партийной власти в одних и тех же руках.
Узаконение самим государством повсеместного партийного контроля над всеми
государственными органами, их кадрами и деятельностью. Передача государственных
функций органам нацистской партии. Слияние родственных,
"однопрофильных" государственных и партийных формирований. Установление
государственной платы (подобно жалованью чиновникам) партийным функционерам,
которые занимаются собственно партийно-организационной и
агитационно-разъяснительной работой. Одновременно подчеркивалась также потребность и в
сохранении немалого числа внешних, сугубо институциональных различий между
партией и государством. Мнение об удержании названных различий базировалось на
той посылке, что организационное, формальное несовпадение партии и государства
соответствует глубокой исторической традиции (отход от которой принесет больше
издержек, чем дивидендов) и является по прагматически-политическим мотивам
целесообразным.
Фашистско-партийному государству, по мысли его конструкторов, подлежало
стать (и оно стало!) полной противоположностью демократически-правового
государства, которое они отвергали как противное природе германской нации
установление. Руководство таким государством должно было осуществляться (либо
уже осуществлялось) исключительно вождем (фюрером) – Гитлером. Постулат о
необходимости именно такого политического руководства государством, движением,
народом, или "фюрер-принцип", также входит в ядро фашистской
идеологии. Ее
приверженцы видят в вождизме (Гитлер – олицетворение верховного вождя)
естественное следствие и завершение иерархического построения всякой расовой
социально-политической общности. Для них вождизм – наилучшая форма организации
власти, упорядочения властных отношений. Вождистская система предполагает на
каждой ступени партийной и государственной иерархии соответствующего
назначенного чиновника – начальника, который самолично и правильно решает все,
отнесенное к его компетенции. Свою власть он получает от вышестоящего
начальствующего лица, от него полностью зависит и непосредственно перед ним
отвечает. Никакие представительные учреждения, тем более "низы", не
могут вмешиваться в прерогативы и деятельность начальствующих лиц (т. е.
"фюреров" разных рангов). На вершине
всей иерархической пирамиды стоит одна фигура – фюрер, вождь. Фюрер
персонифицирует волю народа, точно выражает его расовый дух. Поэтому авторитет
его непререкаем, власть безгранична. Она носит по преимуществу (в плане
обоснования) мистический и личностный характер. Вождь – харизматический лидер.
Беспрекословное выполнение приказов фюрера или приказов подчиненной ему касты
фюреров меньшего калибра и есть осуществление чаяний народа. Между фюрером и
народом нет (и быть не может) каких-либо посредников. Вождь и народ едины.
Никакие представительные учреждения не в состоянии выражать общенародные
интересы. На это способен только фюрер. Посему никто не должен хоть в малейшей
степени ограничивать его власть, его служение идее народа. |
Реклама: |