|
С позиций такого правопонимания он отмечает, что,
подобно праву необходимой обороны, следует признать и право необходимой
агрессии. Право победителя в войне тем самым резюмирует борьбу различных воль к
власти и служит основой аристократического правопорядка. Если по своим
истокам право есть право войны, то устоявшееся право, право в обстановке
сформировавшегося правопорядка фиксирует результаты войны различных воль к
власти и, следовательно, предполагает некое
соглашение, некоторый договор борющихся сил. "Без договора, – писал Ницше,
– нет права". В этом смысле право характеризуется им как признанная и
засвидетельствованная власть. К договору о праве (правах и долге) и его
соблюдению ведут соображения разума, страха и осторожности. В соответствии с
договорным правом наш долг- это права других на нас, а наши права – та доля
нашей силы, которую другие не только признали, но и охраняют. Ницше
воспевает аристократические правовые институты греков героического времени,
восхищается "арийской гуманностью" законоположений Ману, авторитетом
закона кастового строя. «Кастовый порядок,
высший доминирующий закон, – писал он, – есть лишь санкция естественного
порядка, естественной законности первого ранга, над которой не имеет
власти никакой произвол, никакая "современная идея"». Время мелкой
политики, пророчествовал Ницше, прошло: следующее, двадцатое столетие будет
временем большой политики – борьбы за мировое господство, невиданных ранее
войн. Вокруг понятия политики будет развязана духовная война, и все покоящиеся
на лжи политические образования старого общества будут взорваны. Открыто
связывая такую судьбу грядущего со своим именем, Ницше считал, что именно с
него начинается большая политика. Обосновывая
свои представления о будущем, Ницше полагал, что, с одной стороны, демократическое
движение в Европе приведет к порождению человеческого типа, приготовленного к
новому рабству, и тогда появится "сильный человек" – без
предрассудков, опасного и привлекательного свойства, "тиран",
невольно подготовляемый европейской демократией. С другой стороны, продолжал
он, Европа, раздираемая в его время ненормальной враждой своих народов, в
будущем станет единой. При этом европейская проблема в целом виделась ему как
"воспитание новой, управляющей Европою, касты". В контексте вечной борьбы различных воль к власти, насильственного характера самой жизни Ницше развивал и свои взгляды на войну. При этом он нередко, подобно Гераклиту, называл войной всякую борьбу в потоке становления. В таком по преимуществу философско-мировоззренческом аспекте Ницше восхвалял войну и отвергал мир. "Собратья по войне! – обращается ницшевский Заратустра к своим слушателям. – Любите мир как средство к новым войнам. И притом короткий мир – больше, чем долгий... Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю, что благо войны освящает всякую цель. Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему". Метафизически
оправдывая войну, Ницше связывал с ней свои надежды на новую высокую культуру.
"... Война для государства такая же необходимость, как раб для
общества". Именно поэтому он расценивал войну и военное сословие как
прообраз государства. Как
реально-политическое явление войну Ницше освещал, исходя из тех же критериев,
что и при трактовке государства и политики вообще. Он за войну на службе у
аристократической культуры, а не за культуру на службе у войны. "Против
войны, – писал он, – можно сказать: она делает победителя глупым, побежденного
– злобным. В пользу же войны можно сказать: в обоих этих действиях она
варваризирует людей и тем делает их более естественными; для культуры она есть
пора зимней спячки, человек выходит из нее более сильным для добра и зла". Ницше – убежденный антисоциалист. Вся
европейская культура, по его оценке, уже с давних пор переживает кризис
ценностей и движется к катастрофе. "Социализм, – писал он, – действительно
является конечным выводом из "современных идей" и их скрытого
анархизма". |
Реклама: |