|
Восхваляя
аристократический кастовый строй времен законов Ману, Ницше стремился к
биологическому обоснованию кастовых идеалов. В каждом "здоровом"
обществе, полагал он, имеются три различных, но взаимотяготеющих
физиологических типа со своей собственной "гигиеной" и сферой
приложения: 1) гениальные люди – немногие; 2) исполнители идей гениев, их
правая рука и лучшие ученики – стражи права, порядка и безопасности (царь, воины,
судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей.
"Порядок каст, ранговый порядок, –
утверждал он, – лишь формулирует высший закон самой жизни; разобщение трех
типов нужно для поддержания общества, для того, чтобы сделать возможными высшие
и наивысшие типы". Устойчивость высокой культуры
и содействующего ей типа государства, по утверждению Ницше, ценнее свободы. Ницше различает два основных
типа государственности – аристократический и демократический. Аристократические
государства он называет теплицами для высокой культуры и сильной породы людей.
Демократия характеризуется им как упадочная форма государства. В качестве
"самой величественной формы организации" характеризует Ницше Римскую
империю. Высоко оценивает он и императорскую Россию. Лишь при наличии
антилиберальных, антидемократических инстинктов и императивов,
аристократической воли к авторитету, к традиции, к ответственности на столетия
вперед, к солидарности цепи поколений возможно существование подлинных
государственных образований типа Римской империи или России – "единственной державы, которая ныне является прочной,
которая может ждать, которая еще может нечто обещать, – России, противопонятию
жалкому европейскому мелковладельчеству и нервозности, вступившим в критический
период с основанием германской империи". Образцом совершенной политики, по его оценкам, является
макиавеллизм. Переворачивая наизнанку все ценности в сфере культуры,
государства, политики и морали, Ницше стремился к тому, чтобы стандарты
макиавеллистской политики, уже освобожденной от морали, вновь внедрить в сферу
моральных оценок и ориентации – в виде принципов "великой политики
добродетели". Ницше
развивает аристократическую концепцию права. Право, по
Ницше, нечто вторичное, производное от воли к власти, ее рефлекс. С этих
позиций он атакует различные версии исторически прогрессивной интерпретации
естественно-правовой доктрины, отвергает идеи свободы и равенства в
человеческих отношениях, обосновывает правомерность привилегий, преимуществ и
неравенства. Неравенство
прав Ницше рассматривал как условие того, что права вообще существуют. Право
есть преимущество. Каждый вид бытия имеет свое преимущество. "Неправота, –
утверждал он, – никогда не заключается в неравных правах, она заключается в
притязании на "равные" права". Справедливость, по Ницше, состоит
в том, что люди не равны, и правовая справедливость, таким образом, исходит из
принципа неравенства правовых притязаний различных индивидов – в зависимости от
того, относятся ли они к сильным, аристократическим верхам или представляют
собой ординарные "нули" толпы, смысл и предназначение которой – в
служении "вождям" и "пастырям" стада. Человек сам по себе,
взятый вне контекста его служения верхам, не обладает ни правами, ни
достоинствами, ни обязанностями. Право, по Ницше, результат войны и победы. Он солидаризируется с "правовым инстинктом" древних: "Победителю принадлежит побежденный с женой, детьми, всем имуществом. Сила дает первое право, и нет права, которое в своей основе не являлось бы присвоением, узурпацией, насилием". Отвергая прочие трактовки естественного права, Ницше
вместе с тем стремится выдать именно свои представления о праве войны и
победителя, аристократически-кастовом правопорядке и т.д. за подлинное
естественное право. |
Реклама: |