|
Воля к
накоплению силы и увеличению власти трактуется им как специфическое свойство
всех явлений, в том числе социальных и политико-правовых. Причем воля к власти
– это повсеместно самая примитивная форма аффекта, а именно – "аффект
команды". В свете этого все учение Ницше предстает как морфология воли к
власти. Перечисляя
свои "принципиальные нововведения", Ницше, в частности, отмечал:
"На место "моральных ценностей" – исключительно натуралистические
ценности. Натурализация морали. Вместо "социологии" – учение о формах и образцах господства. Вместо "общества" –
культурный комплекс – как предмет моего главного
интереса (как бы некоторое целое, соотносительное в своих частях). Вместо
"теории познания" – перспективное учение об
аффектах (для чего необходима иерархия аффектов...). Вместо
"метафизики" и религии – учение о вечном возвращении (в качестве
средства воспитания и отбора)". Представления
о прогрессивном характере развития он считал ошибочными. Ценность,
согласно Ницше, – это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии
себе усвоить. Человечество же лишь средство, но не цель. Именно
немногочисленные великие личности (типа Цезаря, Наполеона), несмотря на
кратковременность их существования и непередаваемость их качеств по наследству,
и являются, по Ницше, единственным смыслом, целью и оправданием происходящего и
всей борьбы различных воль за власть. Всю
социально-политическую историю Ницше характеризует как борьбу двух воль к
власти – воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых
(массы, рабов, толпы, стада). Аристократическая
воля к власти, по Ницше, это инстинкт подъема, воля к жизни; рабская воля к
власти – инстинкт упадка, воля к смерти, к ничему. Высокая культура
аристократична, господство же "толпы" ведет к вырождению культуры, к
декадансу. Мораль – орудие рабов против господ, нравственные суждения и
установления слабых против сильных, оправдание господства стада над высшими
видами. История человечества нескольких последних тысячелетий (от господства
древней аристократии до современности) расценивается Ницше как процесс
постепенного вырождения здоровых жизненных начал, как в конечном счете победа
многочисленной массы слабых и угнетенных над немногочисленной аристократией
сильных. Но то, что
уже раз было в прошлом, возможно и в будущем – такова идея вечного возвращения.
И в поисках образца для строя новой аристократии Ницше обращается к истории
господства древней аристократии (в Индии, Греции и т. д.), превращая свою
трактовку прошлого в социально-политическую программу планируемого им вечного
возвращения. С различными
вариациями Ницше повторял ведущую идею своей аристократической концепции:
высокая культура и развитие высших видов людей нуждаются в рабстве, в подневольном
труде громадного большинства для освобождения немногочисленного
привилегированного класса от физического труда и нужд борьбы за существование. Отвергая
различные концепции происхождения и роли государства, Ницше считал, что
государство является средством возникновения и продолжения того насильственного
социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного
культурного человека, господствующего над остальной массой. "Как бы ни
было сильно в отдельном человеке стремление к общению, – писал он, – только
железные тиски государства могут сплотить друг с другом большие массы
настолько, чтобы могло начаться то химическое разложение общества и образование
его новой пирамидальной надстройки". Придерживаясь
глобальной перспективы аристократического эстетизма, Ницше дает принципиальное
предпочтение культуре и гению перед государством и политикой – там, где такое
различение, расхождение и столкновение имеет, по его мнению, место. Он –
убежденный приверженец аристократической культуры, возможной лишь в условиях
господства немногих и рабства остальных, он – элитист, но не государственник,
не этатист. Он положительно отзывается о государстве и политике и даже
восхваляет их лишь постольку, поскольку они надлежаще исполняют свою роль в
качестве подходящих орудий и средств на службе у аристократической культуры и
гения. |
Реклама: |