|
В конструкции
Остина суверен предстает воплощением всевластного учреждения, а норма права –
нормой властного принуждения, или, говоря словами самого Остина,
"правилом, установленным одним разумным существом, имеющим власть над
другим разумным существом, для руководства им". Приказ суверена,
снабженный санкцией, и есть, по сути дела, правовая норма (норма позитивного закона).
По этой логике позитивными законами в строгом смысле этого слова должны
считаться такие законы, которые предполагают возложение обязанностей и которые
влекут определенные последствия, в том числе негативные последствия в виде
законного причинения вреда. Таким
образом, норма получает юридический характер только в том случае, когда некто,
обладающий необходимыми властными возможностями и способностями, в состоянии
придать ей обязывающую силу принуждения под угрозой причинить вред (негативные
последствия) нарушителю данной нормы. Естественно-правовые
элементы и принципы обоснования и признания прав личности Остин решительно
отвергал, и в этом плане он был близок позициям Савиньи и Гуго, под
руководством которых изучал в молодости юриспруденцию в Геттингене и Берлине.
Остин расходился со своими немецкими наставниками в оценке исторических корней
права, поскольку ему, как и многим утилитаристам, был присущ внеисторический
подход к изучению права. Суть
юридико-позитивистского подхода в понимании и истолковании права хорошо
передается формулой "закон есть закон". В историческом плане
позитивистский подход выделяется своим негативным отношением к любым
конструкциям, которые допускают или терпимо относятся к допущению, что помимо
реально существующего и воспринимаемого государства и связанного с ним массива
законодательства существует – и с этим надлежит считаться – некое более
разумное право и связанное с ним государство, являющие собой эталон для
сопоставлений. Подобный же негативизм он распространяет и на концепции естественных и
неотчуждаемых прав. Другой важной
и более оправданной особенностью использования формулы "закон есть
закон" является признание ее необходимейшим условием нормального общения в
нормально организованном человеческом (политическом, трудовом, имущественном)
общежитии, своего рода краеугольным камнем в громадном здании государственности
и неотъемлемым атрибутом повседневного правового общения. Естественно,
что в своем обсуждении предмета юриспруденции и сферы права Остин не мог не
коснуться вопроса о правотворческой роли судей и суда. Он склонялся к тому, что
и решения суда следует воспринимать как часть права в том случае, когда они
признаются в качестве таковых сувереном (т. е. судебные решения становятся
прецедентным правом как бы с молчаливого согласия суверена). Связав
природу права с приказом (волей) фактически правящей в обществе группы лиц или
одного правителя, Остин тем самым легитимировал правотворчество любой власти
("кому подчиняются, тот и суверен"). В XX в. такой подход был использован
самыми недемократическими, антиправовыми и негуманными политическими режимами,
правда, за пределами Англии. 3. Политико-правовое учение Ф.
Ницше
Фридрих Вильгельм Ницше (1844–1900) – одна из значительных фигур в истории философской и
политико-правовой мысли. Вопросы политики, государства и права освещаются, в
частности, в таких его работах, как "Греческое государство",
"Воля к власти", "Так говорил Заратустра", "По ту
сторону добра и зла", "Происхождение морали" и др. Государство,
право, законодательство, политика представляют собой, по концепции Ницше,
служебные орудия, средства, инструментарий культуры, которая, в свою очередь,
есть проявление, обнаружение и образование космической по своим масштабам
борьбы сил и воль. "Восторжествовавшее понятие "сила ,
с помощью которого наши физики создали Бога и мир, – писал он, –
требует, однако, дополнения: в него должна быть внесена некоторая внутренняя
воля, которую я называю "волей к власти", т. е. ненасытное стремление
к проявлению власти или применение власти, пользование властью как творческий
инстинкт и т. д.". |
Реклама: |