|
Умер Сперанский в 1839 г. Современник
мыслителя, поэт Петр Вяземский, характеризуя этого выдающегося государственного
деятеля, сказал о нем: "чиновник огромного размера". Политическая доктрина М. М. Сперанского
опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и
современных ему европейских мыслителей. Будучи глубоко религиозным человеком, он
совершенно отрицал "мрачную систему чувственного материализма" и
воспринимал бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную концепцию
государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли бога). Россия, по мнению Сперанского, в своем
историческом развитии прошла три ступени: в Средние века – удельщина; в Новое
время – абсолютная монархия, а в настоящий период – промышленное состояние,
которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления
политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности,
сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия,
полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а
исключительно эволюционным, "через правильные законы", жалованные
императором народу. "Реформация государства производится десятилетиями и
веками, а не в два-три года" ("О постепенности усовершенствования
Российского"). В своих проектах государственных
преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы
позволила "правление доселе самодержавное (здесь в значении абсолютное. – Н. 3.) учредить на непременном законе". Законность форм
осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей.
Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает
и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти
– монарх – участвует в деятельности Думы, но "никакой новый закон не может
быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей
уважается в Думе". Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может
"ни уничтожить законов, ни обезобразить их". Судебная власть реализуется судебной
системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом –
Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек – своим
организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Сперанский предусмотрел и возможность
объединения усилий различных властей для согласного их действия в
Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а
частично избранных по избирательным законам. Государственный совет заседает под
председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но
законы, "коими вводится какая-либо перемена в отношении сил
государственных или в отношении частных лиц между собой", утверждаются
непременно и исключительно Государственной думой. Таким образом,
Государственная дума имеет законодательный статус. Организация местной власти предполагает
введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных
органов – дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой
основе. Порядок в устроенном таким образом
государстве охраняется законами. Одним просвещением и деятельностью
просвещенных монархов невозможно достичь политических результатов. Идеал
Платона (правление философов) Сперанский отвергал, следуя в этом вопросе
Аристотелю и утверждая, что законы, а не люди должны управлять государством. Он полагал, что в преобразованном по его проектам
государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданных. В духе
положений Ш. Монтескье о правах гражданских и политических Сперанский
анализирует понятия: рабство политическое и свобода политическая, рабство
гражданское и свобода гражданская. Под политическим рабством он понимал такое
состояние, "когда воля одного – закон для всех", а политическую
свободу определял как подчинение всех и каждого законам, а также предоставление
избирательного права. |
Реклама: |