|
Носителем мирового духа является
господствующий на данной ступени истории народ, который получает однократную и
единственную возможность составить эпоху всемирной истории. Все новое время, начавшееся Реформацией,
Гегель считал эпохой германской нации, под которой он имел в виду не только
немцев, но, скорее, вообще народы северо-западной Европы. Россия и Соединенные
Штаты Северной Америки, по оценке Гегеля, пока не успели обнаружить себя во всемирной
истории, и им это еще предстоит в будущем. Сконструированное Гегелем разумное
государство, являющееся в конкретно-историческом плане буржуазной
конституционной монархией, в философско-правовом плане представляет собой право
в его системно-развитой целостности, т. е. правовое государство. С точки зрения
всемирно-исторического прогресса такое государство трактуется Гегелем как
наиболее полная и адекватная объективация свободы в государственно-правовых
формах наличного бытия. Недостатки гегелевского этатизма отчетливо
проявляются в возвышении государства над индивидом и обществом, в отрицании
самостоятельной ценности прав и свобод личности и т.д. Вместе с тем Гегель
восхваляет государство как идею (т. е. действительность) права, как правовое
государство, как такую организацию свободы, в
которой механизм насилия и аппарат политического господства опосредованы
и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в
государственно-правовых формах. В этом его радикальное отличие как от обычных этатистов, возвышающих государство
над правом, отвергающих всякое правовое ограничение государственной власти и
саму идею правового государства, так и от тоталитаристов всякого толка, которые видят в организованном
государстве и правопорядке лишь препятствие для политического механизма насилия
и террора. Осмысление гегелевской концепции государства
в контексте опыта и знаний XX в. о тоталитаризме позволяет понять враждебную и
взаимоисключающую противоположность между государственностью и тоталитаризмом.
В этом смысле можно уверенно сказать: этатизм против тоталитаризма. Философско-правовое учение Гегеля оказало
заметное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Это было
наглядно продемонстрировано в последующей истории гегельянства и трактовок
учения Гегеля с различных идейно-теоретических позиций. Глава 14. Политическая и правовая мысль в России в первой половине XIX в.С воцарением Александра I в стране изменяется
политический режим. При царе сложился кружок "молодых друзей" из
либерально мыслящих людей, получивший впоследствии название "Негласного
комитета". Членов этого комитета за их взгляды и деятельность в высоких
кругах иронически .называли "якобинской шайкой". Совместно с этим
комитетом царь Александр I принял ряд либеральных законов и подготовил
преобразования центральных органов управления. Таким образом, в царствование Александра I
сложилась обстановка, которая способствовала появлению реформаторских проектов
и конституционных настроений у передовой и образованной части русского
общества, побуждая их к составлению радикальных планов государственных
преобразований. 1. Политико-правовые взгляды М. М. СперанскогоМ. М. Сперанский (1772–1839)
родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье младшего духовного
чина по фамилии Третьяков. Михаил Михайлович окончил Владимиро-Суздальскую
духовную семинарию с присвоением ему "прозвания" Сперанский (от лат. speranto – надежда) и был направлен в
числе трех лучших учеников в Санкт-Петербургскую духовную семинарию (с 1797 г.
– академия) в качестве преподавателя математики, физики, риторики и философии.
В 23 года он становится ректором этой семинарии, затем поступает на службу к
генерал-прокурору А. Б. Куракину, на которой вскоре дослуживается до чина
статского советника. Александром I Сперанский был приближен к двору, где
занимал ряд высоких должностей, последняя из которых – государственный
секретарь. Интриги завистников, а также недовольство его реформаторской
деятельностью со стороны дворянства послужили причиной отставки и ссылки
Сперанского в 1812 г. (Нижний Новгород, Пермь). В 1816 г. он получил назначение
губернатором в Пензу, а в 1819 г. по ходатайству графа А. А. Аракчеева стал
губернатором Сибири. Только в 1820 г. Сперанскому было позволено возвратиться в
Санкт-Петербург, а в 1826 г. император Николай I поручил ему составление Свода
законов Российской империи. Комиссией под руководством Сперанского этот Свод
был инкорпорирован за четыре года и составил 45 томов, имевших
историко-хронологическое значение, а еще через три года было подготовлено
пятнадцатитомное издание, кодифицирующее действующее законодательство. Николай
I наградил М. М. Сперанского за этот труд Андреевской звездой. |
Реклама: |