|
Под гражданским рабством он понимал подчинение
одного класса ("в повинностях личных или вещественных") другому, а
гражданская свобода, по его мнению, выражается в основанной на законе
независимости друг от друга всех сословий и групп в обществе. Анализируя связи между этими понятиями,
Сперанский отметил, что политическая свобода имеет больший объем по своему
содержанию и поэтому является фундаментом для свободы гражданской.
"Никакая сила в обществе не может родить в государстве свободы
гражданской, не установив свободы политической", и напротив, если в
государстве учреждается политическая свобода, то гражданское рабство умирает
само собой. "Права гражданские должны быть основаны на правах
политических, закон гражданский не может быть без закона политического".
Но законодательство не самоцель и само по себе не является гарантом против
произвола. "К чему гражданские законы, – восклицает Сперанский, – когда
скрижали их могут быть разбиты о камень самовластья!" Гарантом всех свобод
в государстве является конституция и основанное на ней разделение властей. Для
России настало время переменить существующее положение вещей и установить новый
порядок; имея в виду движение России к свободе, он отмечал, что "темпы
развития ее идут несравненно быстрее, чем в других государствах". Конституционная монархия, основанная на
законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат,
обеспечивающий ее функциональную деятельность. Для осуществления такого проекта
Сперанский предложил и провел два закона о чиновниках: "О придворных
званиях" (3 апреля 1809 г.) и "Об экзаменах на чин" (6 августа
1809 г.). Этими узаконениями вводились необходимые условия для занятия
должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании
или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку предметов. Придворные
звания не являлись более основанием для получения чинов и продвижения по
службе, а сделать карьеру, не служа, стало для дворян невозможно. На сословный строй общества Сперанский в
целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с
закреплением прав и обязанностей сословий. В своих проектах он наделял дворянство всеми
политическими и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями,
населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землями.
Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все
гражданские права, а политические – в зависимости от размера собственности (т.
е. по цензу). Рабочий народ он наделял только гражданскими правами. К крепостному праву Сперанский относился
отрицательно. "Крепостничество, – писал он, – несовместимо с
цивилизованной государственностью. И нет никакого основания считать, что в
России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действительные
меры". "Каким образом, – спрашивал он, – ремесла в городам могут
совершенствоваться без соревнования ремесленников, когда они рассеяны в
рабстве?" Однако немедленной отмены крепостного права
Сперанский опасался, полагая, что россияне, получив свободу, обратятся "к
кочевому образу жизни". Он предложил двухэтапную схему: вначале
ограничиваются крестьянские повинности, производится личное освобождение
крестьян от помещиков, а затем к крестьянам возвращается "древнее право
перехода" (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с
предоставлением крестьянам права ее приобретения. Проекты Сперанского вызывали резкую критику в
адрес реформатора со стороны дворян, которые были весьма недовольны указами о чиновниках, ущемлявших их
привилегии, а в социальных проектах Сперанского усматривали ущемление своих
земельных прав (не без основания). На него посыпались обвинения в
"возжигании 6yнтов" и
даже в «способствовании истребления дворянства». |
Реклама: |