|
Государство как действительность конкретной
свободы есть индивидуальное государство. В своем развитом и разумном виде такое
государство представляет собой, согласно гегелевской трактовке, основанную на
разделении властей конституционную монархию. Тремя различными властями, на которые
подразделяется политическое государство, по Гегелю, являются; законодательная
власть, правительственная власть и власть государя. В своей теоретической разработке этих проблем
Гегель, в целом соглашаясь с идеей своих предшественников Локка и Монтескье,
считает надлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной
свободы. Вместе с тем он расходится с ними в понимании характера и назначения
такого разделения властей, их состава и т.д. Так, Гегель считает точку зрения
самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при
таком подходе как бы уже предполагается враждебность каждой из властей к
другим, их взаимные опасения и противодействия. Он выступает за такое
органическое единство различных властей, при котором все власти исходят из мощи
целого и являются его "текучими членами". В господстве целого, в
зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и
состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства. Государства относятся друг к другу как
самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Субстанция
государства, его суверенитет, выступает как абсолютная власть идеального целого
над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами
отдельных лиц и их объединений. В вопросе о суверенитете речь идет о
действительности государства как свободного и нравственного целого. В этом, по
мнению Гегеля, состоит "нравственный момент войны, которую не следует
рассматривать как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность...". Сферу межгосударственных отношений Гегель
трактует как область проявления внешнего государственного
права. Международное право – это, по Гегелю, не действительное
право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право,
законодательство), а лишь долженствование. Какова же будет действительность
этого долженствования – зависит от суверенных воль различных государств, над
которыми нет высшего права и судьи в обычном
смысле этих понятий. Спор между государствами, если их суверенные
воли не приходят к согласию, считал Гегель, может быть решен лишь войной. С
этих позиций Гегель критиковал кантовскую идею вечного мира, поддерживаемого
союзом государств. Вместе с тем Гегель признавал, что даже в войне, как
состоянии бесправия и насилия, продолжают действовать такие принципы, как
взаимное признание государств, преходящий характер войны и возможность мира.
"...Вообще война, – писал Гегель, – ведется не против внутренних институтов
и мирной семейной и частной жизни, не против частных лиц". С одобрением
Гегель отмечал, что новейшие войны ведутся более человечно, чем в прежние
времена. В столкновении различных суверенных воль и
через диалектику их соотношений выступает, по Гегелю, всеобщий мировой дух, который обладает наивысшим правом по отношению
к отдельным государствам (духам отдельных народов) и судит их. Вслед за
Шиллером Гегель характеризует всемирную историю как всемирный суд. Всемирная история как прогресс в сознании свободы
представляет собой, по существу, историю суверенных государств (нравственных
субстанций), историю прогресса в государственных формированиях. В соответствии
с этим всемирная история распадается, по Гегелю, на четыре
всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский. Им
соответствуют следующие формы государств: восточная теократия, античная
демократия и аристократия, современная конституционная монархия. "Восток
знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что
некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны". |
Реклама: |