|
На ступени гражданского общества, по схеме
Гегеля, еще не достигнута подлинная свобода, так как стихия столкновений
частных интересов ограничивается необходимой властью всеобщего не разумно, а
внешним и случайным образом. Гегель изображает гражданское общество как
раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну
всех против всех. Тремя основными моментами гражданского общества, по Гегелю,
являются: система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация. В разделе о гражданском обществе Гегель
освещает также вопросы закона (положительного права), правосудия и деятельности
полиции, хотя эта тематика в соответствии с принципом конкретизации понятия
права должна была бы рассматриваться в той части "Философии права",
где речь идет о государстве. Обоснование Гегелем такого изменения в структуре
изложения приобретает социально-политическое звучание. Гегель исходит из того,
что в сфере гражданского общества имеет место реальное функционирование
собственности, сила которой должна найти свое подтверждение в защите собственности
со стороны закона, суда и полиции. Эти институты призваны отстаивать всеобщие
интересы данного строя. Гегель обосновывает необходимость публичного
оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя
концепцию вездесущего полицейского государства, он вместе с тем не указывает
границы полицейского вмешательства в частные дела. Высшие интересы гражданского
общества, охраняемые законодательством, судом и полицией, ведут, по логике
развития понятия права, за пределы этой сферы – в область государства. Общество и государство, по гегелевской
концепции, соотносятся как рассудок и разум: общество – это "внешнее
государство", "государство нужды и рассудка", а подлинное
государство – разумно. Поэтому в философско-логическом плане общество
расценивается Гегелем как момент государства, как то, что "снимается"
в государстве. Развитие гражданского общества уже
предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. "Поэтому в
действительности, – подчеркивает Гегель, – государство есть вообще скорее первое, лишь внутри которого семья развивается в гражданское
общество, и сама идея государства раскалывает себя на эти два момента". В
государстве, наконец, достигается тождество особенного и всеобщего,
нравственность получает свою объективность и действительность как органическая
целостность. Государство представляет собой, по Гегелю,
идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в
формах внешнего, наличного бытия. "То, что есть государство, – пишет
Гегель, – это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума,
осуществляющего себя как волю". Хотя Гегель и признает возможность
плохого, дурного государства, которое лишь существует, но не действительно, не
обладает внутренней необходимостью и разумностью, однако оно остается вне рамок
его философии права, исходящей из идеи государства, т. е. действительного
разумного государства. Гегелевская идея государства, таким образом,
представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой
государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое
государство. Гегелевская этатистская версия правового государства существенно
отличается как от концепций демократизма (суверенитет народа и т. д.) и
либерализма (индивидуализм, независимость или даже приоритет прав и свобод
личности в соотношении с правами государства и т.д.), так и от различных
архаических и новейших деспотических и тоталитарных форм правления, в которых
господствуют произвол и насилие, а не конституция, право и закон. Идея государства, по Гегелю,
проявляется трояко: 1)как непосредственная действительность в виде
индивидуального государства; речь тут идет о государственном строе, внутреннем
государственном праве; 2) в отношениях между государствами как внешнее государственное
право и 3) во всемирной истории. |
Реклама: |