|
Абстрактное право представляет
собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному.
Это – право абстрактно свободной личности. Абстрактное право имеет тот смысл,
что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. Абстрактное право представляет собой
абстракцию и голую возможность всех последующих, более конкретных определений
права и свободы. На этой стадии положительный закон еще не обнаружил себя, его
эквивалентом является формальная правовая заповедь: "Будь
лицом и уважай других в качестве лиц": Свою реализацию свобода личности прежде всего
находит, по Гегелю, в праве частной собственности. Гегель обосновывает
формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности,
равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения
собственностью. С этих позиций он критикует как проект
идеального государства Платона, так и различного рода иные требования
фактического равенства. Свое понимание свободы и права Гегель направляет также
против рабства и крепостничества. Отчуждение личной свободы, правоспособности,
моральности, религиозности несправедливо и подлежит преодолению. "В
природе вещей, – признает Гегель, – заключается абсолютное право раба добывать
себе свободу". Необходимым моментом в осуществлении разума
является, по Гегелю, договор, в
котором друг другу противостоят самостоятельные лица- владельцы частной
собственности. Предметом договора может быть лишь некоторая единичная отвергает
взгляд Канта на брак как на договор, а также различные версии договорной теории
внешняя вещь, которая только и может быть произвольно отчуждена ее
собственником. Поэтому Гегель государства. Договор исходит из произвола
отдельных лиц. Всеобщее же, представленное в нравственности и государстве, не
есть результат произвола объединенных в государство лиц. "Примешивание
этого договорного отношения, так же как и отношений частной собственности
вообще, к государственному отношению привело к величайшей путанице в
государственном праве и к величайшим смутам в действительной жизни". Следующим моментом учения об абстрактном
праве являются гегелевские суждения о неправде (простодушная неправда, обман,
принуждение и преступление). Преступление – это сознательное нарушение
права как права, и наказание поэтому является, по Гегелю, не только средством
восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным
уже в его деянии – поступке свободной личности. Снятие преступления через наказание приводит,
по гегелевской схеме конкретизации понятия права, к морали.
На этой ступени, когда личность (персона) абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение
мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит в
том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке
субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия
закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема. Абстрактное право и мораль являются двумя
односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и
конкретность в нравственности, когда понятие
свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и
государства. Гегель различает гражданское общество и
политическое государство. Под гражданским обществом при этом по существу
имеется в виду буржуазное общество. "Гражданское общество, – пишет Гегель,
– создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи
предоставляет впервые их право". Гражданское общество – сфера реализации
особенных, частных целей и интересов отдельной личности. С точки зрения
развития понятия права – это необходимый этап, так как здесь демонстрируются
взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего. Развитость идеи
предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в рамках которого
противоположности разума, в частности моменты особенности и всеобщности,
свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их мощи. Этого не было
ни в античных государствах, ни в платоновском идеальном государстве, где
самостоятельное развитие особенности (свобода отдельного лица) воспринималось
как порча нравов и предвестник гибели нравственного целого – государства. |
Реклама: |