|
Слово "факция" долгое время
переводилось при помощи слова "фракция", иногда как
"несправедливая коалиция". В современном политическом анализе
термином "фракция" обозначают, как правило, обособленную или
отколовшуюся часть партии, класса, социальной группы, организации. У Мэдисона
факция более многолика и менее определенна в своих основных проявлениях и
характеристиках. Она чаще всего предстает объединением людей, сплоченных силой
политических, имущественных и даже эмоциональных предпочтений и свойств.
Подобные социальные единения впоследствии стали называть заинтересованными
группами. Проблему взаимоотношений различных отраслей
публичной власти Мэдисон связывал, во-первых, с обособлением отраслей,
составляющих "общую массу власти", во-вторых, с распределением этой
массы власти среди образующих ее частей. Речь шла о том, чтобы законодательная,
исполнительная и судебная власти (отрасли общегосударственной власти) были обособленными
и отличными друг от друга, к чему призывал еще Монтескье. Однако трудности
возникали в связи с распределением власти между отраслями и с регулированием
взаимоотношений между ними в случае разногласий и конфликтов. Так возникла идея
создания системы обособления и сбалансированного распределения трех властей,
которую не вполне точно называют системой "сдержек и противовесов",
поскольку речь идет не только о контроле и уравновешивании полномочий, но также
о фактически неравном 'распределении полномочий власти. Последнее
обстоятельство было связано с особенностями разделения труда в этой области,
спецификой социально-политической и профессиональной деятельности, а также с
особой сложностью задачи по выделению и достаточно конкретному обозначению
границ трех важнейших сфер власти – законодательной, исполнительной и судебной. Многие из политических проблем, волновавших
американских конституционалистов конца XVIII в., до сих пор находятся в центре
дискуссий и обсуждений в самой Америке и за ее пределами. В частности, вновь
обращают внимание на различные проявления дисбаланса в распределении властей,
на чрезмерные полномочия президента и на стремление властей штатов к автономии. 6. Учение Холмса о правеОливер Вендел Холмс (1841–1935)
родился в Бостоне в семье известного поэта. Он успел стать участником
Гражданской войны, где был трижды ранен. Свое философское и юридическое
образование получил в Гарварде. Самый творческий период его жизни приходится на
1882– 1902 гг., когда он вначале стал членом Верховного сура в Массачусетсе, а
затем и Верховного суда США. Президенту Т. Рузвельту, который рекомендовал его
в члены Верховного суда США, сильно импонировали его послужной список и
"солдатская судьба". Между тем сам Холмс готовил себя не в
практикующие юристы, а в исследователи. После окончания университета он читает
лекции по конституционному праву в Гарварде, редактирует юридический журнал.
Его классическая работа "Общее право" возникла на основе курса
лекций. Именно здесь была зафиксирована известная формула о том, что
"жизнь права не имеет логики, она имеет опыт". Истоки права, согласно
Холмсу, следует искать в желаниях примитивного человека взять реванш у тех, кто
причинил ему какой-либо ущерб. Отсюда следует, что развитие права неизбежно
зависит от превалирующих условий человеческого бытия: от насущных потребностей
данного периода, преобладающих моральных и политических теорий, от чутья в
области политической деятельности, уверенных или же неосознанных влечений, даже
предрассудков, которые судья разделяет вместе со своими коллегами. Подобные
условия в состоянии сделать гораздо больше для выработки правил по управлению
человеческим общением, чем какие-либо силлогизмы. Конституция страны для Холмса – это своего
рода социальный эксперимент, и в этом смысле она сравнима с человеческой
жизнью, которую тоже можно рассматривать как своеобразный эксперимент. В работе
"Путь права" (1897) он в духе господствовавшего тогда прагматизма
заявил, что объект изучения в праве составляет "предсказание сферы
применения публичной силы через посредство суда". Чтобы познать право как
таковое, человек должен отказаться от моральных и чисто формальных соображений
и взглянуть на себя как на внеморального субъекта, который заботится лишь о тех
материальных приобретениях либо утратах, о которых ему в состоянии предсказать
такое знание. |
Реклама: |