|
5. Политико-правовое учение Дж. МэдисонаДжеймс Мэдисон (1751–1836),
участник Филадельфийского конвента и один из авторов "Федералиста",
более чем кто-либо заслуживает почетного титула "отец американской
конституции". Он внес значительный вклад в разработку идей
республиканского правления в условиях США, а также теории равновесия
обособленных властей, концепции факций и др. Именно благодаря его
основательному философскому, политическому и юридическому подходу
"Федералист" из развернутого комментария Конституции превратился в
мастерский анализ фундаментальных принципов государственной власти, а со
временем – в источник конституционного права для Верховного суда США и
настольную книгу всех исследователей американского конституционного опыта. В творчестве Мэдисона отразились многие
идейные традиции века: традиции естественного права и общественного договора,
философские комментарии к законопроектам о правах человека и конституционном
регулировании отраслей правительственной власти, а также размышления над
наследием английских вигов, шотландских философов-эмпириков и переосмысление
опыта древних республик. В конце жизни он пересматривает некоторые свои прежние
позиции и оценки периода сотрудничества с федералистами и сближается с
демократическими республиканцами. В характеристике республиканского правления
Мэдисон большое внимание уделяет роли и значению социальных различий в обществе
и государстве. Они возникают на почве различий способностей и интересов, в
особенности интересов экономических, которые, по мнению Мэдисона, составляют
самый общий и самый длительный по воздействию источник различий и конфликтов. В
противоположность Руссо он считает небольшой размер республики главным
фактором, ведущим к быстрой порче или гибели республиканской формы правления в
ходе гражданских войн.
Большое государство со значительным числом
граждан "среднего класса" оказывается, как это констатировал еще
Аристотель, более стабильным и жизнеспособным, поскольку это обусловлено
умеренным достатком основного класса общества и его склонностью к поддержке
умеренной формы правления. При таком варианте политического и правового общения
граждане более свободны от факций (группировок, клик) богатых или бедных
сограждан. О факциях писали Фукидид, Макиавелли, Юм,
Адамс и многие другие авторитетные исследователи мира политики. Мэдисон
продолжил эту традицию и внес некоторые новации в истолкование понятия факций.
Согласно определению, сделанному в № 10 "Федералиста", под словом
"факция" он подразумевал ту или иную группу граждан, объединяемых и
побуждаемых к действию единым порывом страсти, интереса или мнения, которая
является, однако, враждебной или стеснительной для прав других граждан и
совокупных интересов общества. Исправление последствий вреда, приносимого
такой группировкой, возможно двумя способами. Один из них может состоять в
устранении причин, вызывающих появление факций; другой – в регулировании
последствий ее существования. Поскольку скрытые причины факционности заложены в
человеческой природе и связанных с ней же различиях имущественных состояний,
причин ее устранить нельзя, можно лишь облегчить последствия возникновения факций,
взяв их под контроль. Люди с факционными наклонностями, с местническими
предрассудками могут интригой, подкупом или иным путем получить голоса в
представительной системе республики, а затем предать интересы народа. В
обществах сравнительно небольших факциональные различия могут быть сведены
минимум к двум – к большинству и меньшинству. В больших республиках общество
образует одну нацию, разделенную на огромный спектр факций. На возникновение факций оказывают влияние
также склонность людей к разным взглядам на религию или на систему власти, на
многие другие вопросы теоретического или практического характера. Источником
факционных размежеваний может послужить приверженность различным политическим
лидерам или выдающимся личностям, общественное поведение или судьба которых
представляют значительный интерес. И все более распространенной и постоянной
причиной возникновения факций служит неравное распределение собственности.
Структура правительственной власти всегда строилась главным образом с учетом
того, чтобы не допустить возникновения факций, угрожающих держателям
собственности и власти. |
Реклама: |