|
С учетом изложенного Холмс выстраивает такое
определение права: право есть не что иное, как предсказание того, каким образом
будет действовать суд на практике. Представление о законном праве (как и о
законной обязанности) связано с предсказанием о том, как будет наказан человек
в том или другом случае по решению суда, если он сделает или не сделает то, что
надо сделать. Рассматривая право как серию предсказаний, он сближал его с
эмпирической наукой. Конечная цель науки, в том числе юридической, – определять
относительную ценность наших различных социальных целей. Воззрение на право Холмса не расходилось с
установками позитивистов на технико-вспомогательные свойства
властно-принудительных дозволений или запретов закона, однако в нем было
несравненно больше реализма за счет признания правотворческой роли суда и иной
правоприменительной деятельности. В праве, говорил Холмс, как и в любой другой
области человеческого общения, индивид может в полной мере ощутить или проявить
всю полноту своих чувств и своих намерений: он может излить свой гнев на жизнь,
он может испить здесь горькую чашу героизма, он может износить свое сердце в
погоне за недостижимым. В этом обобщении много справедливого, поскольку право
не воспринималось и не воспринимается философско-правовой традицией неким
вспомогательным орудием правления, но всегда соизмеряется с добром,
справедливостью и общим благом. Жизнь права, по мнению Холмса, неизбежно
зависит от превалирующих условий человеческого существования – насущных
потребностей данного момента или периода, преобладающих моральных и
политических убеждений и представлений, от наличия интуиции и ее использования
в политической деятельности, от явных или же неосознаваемых влияний, даже
предрассудков, которые судья разделяет вместе со своими коллегами. Эти условия
в состоянии сделать гораздо больше и повлиять гораздо сильнее, чем какие-либо
силлогизмы формально-юридического характера. Связь концепции Холмса с прагматизмом как
философией действия (сам термин введен В. Джемсом) более всего прослеживается в
его восприятии истины. Истина предстает не в виде непререкаемого абстрактного
абсолюта, а в тех формах, в каких она проявляет себя в процессе практического
использования, в ходе осуществления своей функции руководства к действию и т.
д. Правовой прагматизм Холмса оказал впоследствии заметное влияние на
становление социологической юриспруденции Р. Паунда и на доктрину
"правовых реалистов" (Дж. Фрэнк, К. Ллевелин. и др.). Глава 13. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX в.1. Учение И. Канта о государстве и правеПрофессор философии Кенигсбергского
университета Иммануил Кант (1724–1804) был в
Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма.
Политико-юридические взгляды Канта содержатся преимущественно в трудах:
"Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения", "К
вечному миру", "Метафизические начала учения о праве". Навеян духом Просвещения и перекликается с
индивидуализмом школы естественного права краеугольный принцип социальных
воззрений И. Канта: каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной
ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов,
даже благороднейших планов общего блага. Человек – субъект нравственного
сознания, в корне отличный от окружающей природы, – в своем поведении должен
руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не
подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен. Кант
называет его "категорическим императивом", стремясь тем самым сильнее
подчеркнуть абстрактно-обязательный и формалистический характер данного
предписания. "Категорический императив" лишен у
Канта связи с конкретными предметами, с реальными эмпирическими событиями. Он
гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с
тем и принципом всеобщего законодательства". Или иными словами: поступай
так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого
как к цели и никогда только как к средству. Соблюдение требований
"категорического императива" возможно тогда, когда индивиды в
состоянии свободно следовать голосу "практического разума".
"Практическим разумом" охватывались как область этики, так и сфера
права. |
Реклама: |