|
В процессе развития древнегреческой
политической и правовой мысли ранние, во многом мифологические представления
(Гомер и Гесиод) постепенно уступали место формировавшемуся философскому
подходу ("мудрецы", Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим
интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и,
наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и
историко-политического (Полибий) исследования государства и права. 2. Политико-правовая мысль раннего периода (IX–VI вв. до н. э.)Древние мифы уже отчасти в орфической поэзии,
а затем все более отчетливо в поэмах Гомера и Гесиода теряют свой сакральный
характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой
интерпретации. Так, в поэмах Гомера
(его жизнь и творчество относятся к VIII в. до н. э., а описываемые в
"Илиаде" и "Одиссее" события – к XIII в. до н. э.), на
которых воспитывалась в дальнейшем вся Эллада, Зевс в нравственно-правовой
плоскости выступает как верховный заступник всеобщей справедливости (дике),
сурово карающий тех, кто творит насилие и неправый суд. Употребляемые Гомером понятия
"дике" (справедливость) и "темис" (обычай, обычное право)
весьма существенны для характеристики правопонимания в ту героическую эпоху
греческого строя (конец II – начало I тысячелетия до н. э.), которое принято называть
"гомеровским обществом", "гомеровской Грецией". Идеи права и справедливого общественного
устройства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода
(VII в. до н. э.) "Теогония" и "Труды и дни". Боги в его толковании
выступают как олицетворение различных нравственно-правовых принципов и сил. Так, по "Теогонии" Гесиода, от
брака Зевса (олицетворения всего совершенного) и Фемиды (олицетворений вечного
естественного порядка) рождаются две дочери-богини: Дике (справедливость) и
Эвномия (благозаконие). Дике охраняет естественно-божественную справедливость и
карает неправду. Эвномия же обозначает божественный характер начал законности в
общественном устройстве глубинную внутреннюю связь законности и полисного
устройства.
Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки
рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в
человеческих делах и отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве так
называемых семи мудрецов Древней Греции (VII–VI вв. до н. э.). К ним обычно
причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. Мудрецы настойчиво подчеркивали
основополагающее значение господства справедливых законов в полисной жизни. "Повинуйся законам" – призыв
спартанца Хилона, автора знаменитого положения
"Познай самого себя", начертанного на храме Аполлона в Дельфах и
сыгравшего заметную роль в истории древнегреческой мысли. Лучшим полисом Хилон
считал тот, где граждане слушаются законов более, чем ораторов. К числу "семи мудрецов" относился и
Солон (ок. 638– 559 гг. до н. э.) –
знаменитый афинский реформатор, государственный деятель и законодатель. Введенная Солоном умеренная цензовая
демократия была пронизана идеей компромисса знати и демоса, богатых и бедных. Государство, по Солону, нуждается прежде всего
в законном порядке: беззаконие и междоусобица– наибольшее зло, порядок и закон
– самое большое добро для полиса. Представляет интерес характеристика Солоном
закона (и власти закона) как сочетания права и силы, причем речь идет именно об
официальной силе полиса, а не о фактической силе борющихся сторон или частных
лиц. С идеей необходимости преобразования
общественных и политико-правовых порядков на философских основах в VI–V вв. до
н. э. выступили Пифагор (580–500 гг. до н. э.),
пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.), Гераклит
(530–470 гг. до н. э.). Критикуя демократию, они обосновывали аристократические
идеалы правления "лучших" – умственной и нравственной элиты. |
Реклама: |