|
1) постичь, в какой форме и на каких правах
в эту фазу будет входить традиционный третий мир, наиболее удаленный от практик
западного Модерна; 2) во-вторых, определить, в какой форме
произойдет включение бывшего «второго мира» в «третий» и какова при этом будет
судьба тех его приобретений, которые связаны с опытом вторичной модернизации
(социалистической); 3) наметить те формы, в которых осуществится
внутренне духовное преображение самого «первого мира», прецедент которого
намечался в поисках альтернативного стиля жизни и постматериальных,
постэкономических ценностей западных «шестидесятников». И
снова, как и на рубеже дохристианской и христианской эр, острейшим образом
встает вопрос о судьбах интеллектуального и технологического наследия западной
цивилизации, которое человечество не может отбросить, несмотря на все
экологические и нравственные тупики, изъяны и даже преступления Модерна. В
целом эти вопросы можно свести в один: на каком пути и какой ценой человечеству
предстоит вернуть единую историческую перспективу, похищенную сепаратизмом
идеологов «золотого миллиардам и догматиками
Модерна, объявившими вестернизированную современность
окончательным и неперерешаемым итогом всемирной истории? Здесь
задним числом обнаруживается неразрывная связь подлинного, терпеливого
историзма с религиозной моралью, с нравственным самообладанием: для истории
себя готовят те, кто способен ждать и достойно выносить лишения, не выпрямляя
своего пути к успеху ценой неправедных компромиссов или преступлений
(социальных и экологических). Западный Модерн мог держать оборону перед
духовным давлением Востока до тех пор, пока оказывался способным противостоять
предельному нравственному измельчанию секуляризированного индивида — стяжателя
успеха. Но
с тех пор как Запад сознался в том, что никаких духовных противоядий у него нет
и что безответственный в социальном, нравственном и экологическом отношениях
«экономический человек» есть его последнее и окончательное решение, — духовная капитуляция Запада перед Востоком стала неизбежной.
Вопрос теперь только во времени. В
роли богоспасаемого народа в перспективе выступит все человечество, но инициатива
такого спасения завтра станет принадлежать не передовикам экономического и
научно-технического прогресса, не носителям могущества, а «нищим духом» —
неудачникам вестернизированной мировой истории, которых она обрекла на роль
пасынков и изгоев. Они станут глашатаями мироспасительпой вести, которая, как и
все великие мировые религии, приходит с Востока. Словарь использованных терминовАвторитарно-подданническая традиция — в отличие от традиций демократического
гражданства предполагает не взаимообязательные (договорные) отношения граждан с
государством, а односторонние обязательства подданных. Агностицизм — первоначально: позиция неведения относительно
существования или несуществования Бога; в современном философском смысле —
неверие в возможность познания мира, достижения объективной истины. Алармизм (от фр. alarmer — бить
тревогу) — современное идейное течение, объединяющее интеллектуалов и
экспертов, предупреждающих по поводу
грозящих ему глобальных опасностей и угроз — ядерной, экологической и т. п. Антиномия — столкновение двух противоречащих, но одинаково
обоснованных суждений. Антиномии посягают на логический закон исключительного
третьего (А либо не-А) и потому игнорируются педантичной рассудочностью. В то
же время в них могут отражаться реальные противоречия человеческого бытия и
сознания. Антропология — первоначально — наука о происхождении и биологических
свойствах человека, сегодня — совокупность наук, в центре которых стоит человек
как планетарный феномен, взятый в биологическом и социокультурном измерениях. Антропология культурная — наука, изучающая доцивилизационные (примитивные) и
архаические (традиционные) общества преимущественно в духовном измерении —
верования, ценности, нравы. Сегодня наметилась тенденция расширить предмет,
т.к. до исследования национальной культурной специфики как таковой
применительно к любым обществам. |
Реклама: |