|
Антропоцентризм — установка на то, чтобы поставить человека в центр мироздания, в качестве «венца творения» и меры всех
вещей. Апокалипсис — одна из книг Нового Завета — Откровение Иоанна
Богослова, в которой содержится пророчество о конце света, Страшном суде и
последующем наступлении Царства Небесного на земле. Арабистика — комплекс научных дисциплин посвященных изучению
арабского мира. Архаизация с вытеснение из культуры и повседневных практик
новообретенных (современных) элементов и активизация более традиционных, прежде
подавленных или прятавшихся в тени. Архетип — скрытый в коллективном подсознании культурный стереотип,
косвенным образом влияющий на наше поведение, наши предпочтения и выбор. Аскетизм — религиозный принцип поведения, связанный с умерщвлением
плоти и воздержанием от всего потакающего личным удовольствиям и радостям. Атомизм социальный, атомарность — картина общества, в рамках которой
индивиды выступают как изолированные друг от друга атомы. Бихевиоризм — направление в американской психологии и социологии,
призывающее не интересоваться внутренним миром человека, а изучать внешние
стимулы и ответные реакции. Предполагалось, что тем самым общественные науки преодолеют
свою «гуманитарную ограниченность» и уподобятся по точности и доказательности
естественным. Бродель Ф. (1902-1985) — французский историк, представитель школы
«Анналов», объясняющий историческую динамику и смещение центров мирового
развития на основе понятия «мир-экономика». Буддизм — одна из мировых религий, основанная Буддой — великим
религиозным реформатором и духовным учителем в Индии на рубеже VI- V веков до
н. э. Вестернизация — распространение западных ценностей, институтов и образа
жизни во всем мире частично в результате товарного и культурно-информационного
обмена, частично — в результате западной гегемонии, а также деятельности
местных «западников». Витальный — относящийся к жизни, к органическому началу, к
биологическим стихиям. Волюнтаризм — апологетика свободной и иррациональной воли, не
ограниченной ни космическим, ни нравственным законом. Гедонизм — тип психологической или социокультурной установки на получение удовольствий и избегание страданий любой
ценой. Геобиоценозы — естественно сложившиеся эволюционные звенья,
объединяющие геологические и биологические элементы нашей планеты в неразрывную
и гармоничную взаимоподдерживающую систему. Геополитика — наука о закономерностях распределения и
перераспределения сфер влияния различных государств в пространстве. Термин
введен в оборот шведским политиком Челленом (1846- 1922). Гетерогенный — разнородный, состоящий из качественно различных начал. Гражданское общество — совокупность неполитических отношений (экономических,
духовно-нравственных, религиозных, культурных), граждан и их ассоциаций,
основанная на принципах самодеятельности, неподопечности и автономии по
отношению к государству. Даосизм — учение о дао, или пути бытия (человека и всего сущего),
связанное с такими принципами, как «цзы жань» (естественность, соблюдение
законов и ритмов природы) и «у-вэй» (воздержание от нетерпеливого вмешательства
в естественный ход вещей). Основатель — китайский мудрец Лао-Цзы (VI—V века до
н. э.). Девиация — отклонение; девиантное поведение — отклоняющееся от норм
морали и культуры. Деидеологизация — требование отказа от идеологии как препятствия для
рационально-прагматического поведения в политике, ориентированного на реальные
интересы и проверяемые факты, а не на ценности и утопические прожекты. На самом
деле концепция деидеологизации сама страдала утопизмом, ибо отказ от идеологии
может быть только частично условным; чаще всего речь фактически идет об отказе
от одной идеологии в пользу другой, вступающей в моду. Демократия свободы — понятие, означающее одну из двух разновидностей
посттрадиционного общества. В частности, согласно французскому политическому
мыслителю А. Токвилю (1805-1859), демократическими являются все постфеодальныс
общества, в которых рухнули сословные перегородки. Но при этом одни из них
пошли по пути демократии свободы — рыночной и
иной соревновательности людей, неизбежно приводящей к неравным результатам, к
успеху наиболее предприимчивых, а другие — по пути демократии
равенства — ограничений свободной соревновательности и втискивания
неравных по природе людей в прокрустово ложе равенства. |
Реклама: |