|
Альтернатива
«третьего мира» отстаивает права жизни и прерогативы морали не путем
отступления в языческий натурализм или катакомбный фундаментализм, не
инволюцией в духе доэкономического и дотехнического общества, а путем придания
уже общепризнанному понятию постиндустриализма
высокого духовно-реформационного смысла, Речь,
по-видимому, может идти о весьма содержательной аналогии с другой, тоже
рубежной и милленаристской* эпохой —
первохристианской. Там ведь тоже вплотную столкнулись космополитичный эллинизм,
представленный «странниками» античного просвещения, отчасти стоиками, отчасти
эпикурейцами, и христианский универсализм, вдохновленный миссией спасения;
глобализм римской сверхдержавы, воплощающий силу, и глобализм альтерантивный,
воплощающий надежды и солидарность слабых. * Милленаризм (от англ. mille — тысяча) — система религиозно-эсхатологических
ожиданий, приписывающая мистический смысл концу тысячелетия — как роковой
черты, отделяющей земную историю человечества от страшного суда и последующего
тысячелетнего царства святости и справедливости. Как
же случилось тогда, что наиболее мотивированные, воодушевленные и
воодушевляющие других покинули сторону, воплощающую силу (к тому же выступающую
в ореоле высокого Просвещения), и слились с другой — воплощающей вселенский
неуспех? И
может ли это чудо повториться сегодня, когда снова столкнулись эти две
парадигмы исторической судьбы — прагматического успеха и самоотверженного
неуспеха, просвещенного снобизма и последовательной солидарности с «нищими
духом», холодного рационализма и страстной мессианской мистики? Положительный
ответ зависит не только от духовных событий, происходящих в «третьем мире»,
после того как в него выталкивается бывший «второй». Эллинистический, т.е.
просвещенческий потенциал «третьего мира» как носителя вселенской альтернативы
в существенной степени зависит и от того, сколько новообращенных окажутся в
самом «первом мире» и какой статус они получат там. Провиденциальное значение
перехода «второго мира» в «третий» после того, как обнаружилась невозможность
действительной универсализации западного опыта, натолкнувшейся на экологические
и иные пределы, состоит в том, что именно благодаря такому переходу открывается
возможность превращения «третьего мира» из объекта в субъект мировой истории,
из силы, находящейся вне цивилизации, — в силу, обогащенную самыми
рафинированными духовными практиками. Но
хитрость мирового разума в данном случае требует не только этого. Для
благополучного разрешения трагических вопросов рубежной эпохи требуется также,
чтобы и сам «первый мир» в лице духовно чутких и творческих своих
представителей пожелал того же, чего желает и «третий мир», чтобы Запад
отвратился от того, от чего отвращается Восток. Надо, чтобы Запад сегодня в
лице своих властных элит, отвергший и дух, и историю в пользу материи и
современности, снова поверил в дух, и поверил в историю — в то, что
современность не самодостаточна, а чревата тем, что выше и праведнее ее. Гегемонистский
Запад готов жертвовать историей во имя своего первородства: лучше пусть она
вовсе прекратится, чем перенесет свой центр на Восток. Как заставить Запад в
лице лучших его представителей снова возлюбить историю и риск исторического
творчества? В контексте чисто интеллектуальной истории вопрос звучит так: как
заставить интеллектуалов снова поставить Добро выше холодной аналитической
Истины, несмотря на то, что Истина ведет к успеху и господству, тогда как
верность Добру обещает новые и, может быть, нешуточные страдания и
самоограничения? Является ли это в принципе возможным в светской культуре, или
такой шаг открывается только в перспективе новой десекуляризации духа, его
нового обращения к вере? Словом,
перед прогнозирующим разумом, стремящимся прозреть будущее человечества в его
грядущей восточной или третьемировской фазе, стоят три взаимосвязанные задачи: |
Реклама: |