|
Еще
вчера мы оценивали ее как едва ли не стихийную, связанную с непреднамеренными
эффектами технологического загрязнения среды, а также эффектами демографической
перенаселенности, гонки вооружений и пр. Сегодня
она все явственнее выступает перед нами в ином качестве — как начатая
победителями в «холодной войне» четвертая мировая война за передел мира и право
беспрепятственно распоряжаться планетой по своему усмотрению. Нас не должен
обманывать тот факт, что эта война пока что ведется постклассическими,
нетрадиционными средствами, исключающими прямое физическое насилие. Суть не в
формах пущенного в ход оружия, суть в том, каковы цели войны и масштабы
задуманного захвата. Классические
войны были связаны с технологиями поражения человеческого тела, новейшие
постклассические — с технологиями поражения человеческой души, теряющей
нравственную и культурную опоры, словно
Антей, оторванный от родной земли. Но
симптоматичен тот факт, что задуманный глобальный порядок имеет персонального
воплотителя в лице единственной сверхдержавы. Эта персонификация вызова,
брошенного большинству человечества, по законам
идентификации-оппозиции облегчает и персонификацию стороны,
получившей вызов. Больший драматизм наступающего периода мировой истории связан
с тем, что глобализация гегемонистских сил, выступающих как организованный
мировой субъект, обязывает и оппонентов этого замысла принять форму глобально
организованного субъекта. Пока
существовал социалистический «второй мир», консолидация незападного большинства
планеты затруднялась и социокультурными барьерами, и гегемонистскими
притязаниями «второго мира», и законной настороженностью «третьего мира» в
отношении своего непоследовательного союзника. Но проведение, которому угодно
было неожиданно для всех толкнуть демократическую Россию, совсем было уже
собравшуюся в «первый мир», именно в «третий мир», тем самым подготовило и
новый расклад мировых сил, и новую перспективу человечества. «Третьему
миру» предстоит выступить в роли «третьего Рима» — держателя и защитника духа —
против натиска взбунтовавшейся материи, отпущенной Западом на свободу и
реабилитированной им. Западной
господской «веселой науке» (Ф. Ницше) — как с пользой для себя и не испытывая
комплексов управлять миром, «третий мир» должен противопоставить науку
возрожденной духовности: как укротить до зубов вооруженного зверя
потребительской похоти, готового выпотрошить планету. Не
менее важной задачей «третьего мира» является альтернативный глобализм или экуменизм*. Современная
западная цивилизация утверждает глубоко профанированный в нравственном и
культурном отношениях «экуменизм мирового
рынкам. Носителем этого профанического экуменизма, начисто забывшего
свои державные истоки, является в первую очередь финансовый капитал. Финансовый
рынок, как свидетельствует современная экономическая теория, является наиболее
глобализированным, ускользающим от национального контроля и любых форм
традиционной морально-правовой цензуры. * Экуменизм - движение за
объединение церквей. Доверить
поистине глобальные, затрагивающие судьбы планеты решения этим новым
«экуменистам», которые не только собственно духовную, но и материальную
производительную деятельность считают чем-то глубоко архаичным и недостойным
внимания, — значит загнать себя в ловушку. Если бы «третий мир» в противовес
западному глобализму, просто поднял знамя национализма и изоляционизма, он
выступил бы в форме архаическо-ретроградного движения, даже независимо от
характера его нравственных мотиваций. Человечеству, вкусившему духа
универсализма не только в его абстрактно-ценностном выражении, но и на уровне
бытовых социальных практик, уже не суждено вернуться к изоляционизму — никого из сильных волей и духом это бы уже не устроило. Наконец,
необходимо учесть еще одно важное обстоятельство. Безусловно признавая конфликт
между просвещением и моралью — конфликт, доведенный до предела
либерально-утилитарной догматикой позднего Модерна, — мы тем не менее не можем
связывать свои надежды с таким способом разрешения этого конфликта, который
предлагают современные фундаменталисты, призывающие отвергнуть культуру во имя
морали. Защищать «нищих духом», отняв у них плоды просвещения и оставив одну
только религиозную мораль — это значило бы, скорее всего, заточить их в
какое-то новое гетто или катакомбную церковь, одновременно отдав дела
практические на откуп тому же Западу. |
Реклама: |