|
·
групповая категоризация (классификация социальной
действительности по законам философского «реализма» — признание примата общего
над отдельным); ·
групповая оппозиция (теплое «мы» и холодное «они»); ·
групповой фаворитизм (в отношении своей группы); ·
групповой дефаворитизм (в отношении чужой группы)*. * См: Агеев В. С.
Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990.
С. 121. Все
эти процедуры, которые оказались под запретом со стороны идеологии «открытого
общества», раскрываются нам как антропологически
необходимые, без которых жизнь не в состоянии утвердить свои права,
устоять перед натиском танатоса*. Не случайно, что идеологи «открытого общества» более или
менее скрыто пользуются приемами «двойного стандарта»: по отношению к
собственному обществу они отстаивают право на идентичность, но в отношении
других народов объявляют его предосудительным и устаревшим. * Танатос - персонифицированный
образ смерти или сил, несущих смерть. Наряду
с законами сохранения идентичности
культурная антропология открыла и другие законы, поддерживающие хрупкую жизнь
перед натиском энтропии. В первую очередь речь идет о выстраивании такой
картины мира, в какой данной группе (этносу, стране, цивилизации) отводится
незаменимая роль. Та или иная общность не может выжить, если кто-то способен
убедить ее, что она отжила свое, стала помехой миру, не вписывается в его
структуры. Как известно, сегодня именно это активно внушают России и
российскому народу некоторые представители радикального Модерна. Но,
как оказывается, народ способен перенести любые испытания и лишения, любой
натиск враждебной ему материи при условии, что ему присуща устойчивая
идентичность и вера в свое призвание в мире. И напротив, даже в условиях
относительного материального благополучия народ деградирует и погибает, если
поражен его центральный культурный нерв — сознание своей идентичности и призвания
(исторической незаменимости). Как
пишет С. Лурье, «повышенное чувство опасности, высокая мера конфликтности по
отношению к миру — все это не деструктивно для этнической культуры...
процветание этноса зависит не от меры конфликтности, а от того, сколь хорошо
функционируют психологические защитные механизмы этноса, сколь они развиты,
адекватны, гибки»*. * Лурье С. Метаморфозы
традиционного сознания. С. 51. В
числе главных защитных механизмов — выстраивание такой картины окружающего
мира, в которой данный этнос выступает в качестве незаменимого в ценностном и
практическом отношениях субъекта. Этническая культура — это способ сохранения
идентичности и одновременно способ выстраивания системы, в какой эта
идентичность получает ценностную легитимацию и возможность действия. Культура
как защитный механизм этноса выстраивает специфический баланс, предохраняющий
этнос от деморализации: «Если
внешняя угроза возрастает, то, соответственно, либо увеличивается представление
о собственном могуществе, либо дополнительная психологическая нагрузка падает
на "образ защитника" в любой его форме»*. * Там же. С. 60. Оценивая
в социокультурном плане современные отношения Запада и не-Запада, трудно
отрешиться от впечатления, что некоторые идеологи Модерна, вооруженные новейшим
культурологическим знанием, намеренно давят на уязвимые нервные точки
незападных культур, и в первую очередь той культуры, мобилизующих потенций
которой они особенно опасаются. Судя по всему, в этом качестве для них сегодня
выступает русская культура. Модерн и здесь ведет себя как энтропийная
сила: во имя достижения своих, в общем-то малых геополитических целей он готов
разрушать великое и незаменимое — культурные средства самозащиты жизни на
Земле. |
Реклама: |