|
Пора
уже понять культуру не социоцентрично, а космоцентрично — как
планетарный антиэитропийный фактор и незаменимое средство самозащиты той формы
жизни, какую представляет человечество как вид. Вопреки всем утопиям Модерна,
сохраняется правота великого библейского приговора: «Со скорбью будешь питаться
от нее (земли. — А.П.)
во все дни жизни твоей... в поте лица своего будешь добывать хлеб до тех пор,
пока не возвратишься в землю...». Сегодня,
подводя некоторые итоги планетарной эпопеи Модерна, надо оценить их не только в
свете экологии, но и в свете антропологии.
Напрашивается мысль, что Модерн способствует насаждению таких
морально-психологических качеств у человека, которые делают проблематичным его
длительное планетарное существование. В частности, та потребительская личность,
которую формирует современная манипулятивная система Модерна, вряд ли способна
на длительное историческое существование. Этой личности недостает мотиваций,
необходимых и для того, чтобы выносить неизбежные тяготы жизни, и для того,
чтобы нести бремя ответственности перед другими. Возникает своего рода
девитализация и десоциализация человека. Здесь
самое время вернуться к формулам, иллюстрирующим экоцид*
и этноцид Модерна. Формула М-Ж-М,
иллюстрирующая своего рода союз Модерна с мертвой материей (М), приращиваемой
за счет жизни (Ж), отличается от обычных выкладок экологического алармизма тем,
что преодолевает привычную дихотомию «человек — природа». В этой формуле
человек выступает как часть теснимой и разрушаемой природы, отступающей перед
мертвой материей довитального Космоса и поствитальной техники. * Экоцид - убивание природы.
Земли как геобиосистемы — носительницы жизни. Живая
природа не способна сегодня сама себя защитить — ее восстановительных
механизмов давно уже недостаточно для этого. Следовательно, человечеству нужна
новая картина мира, в которой человеку возвращается связь с матерью-землей,
сопричастность ее геобиоценозам*. Парадоксальным образом подтверждается жизненность той
картины мира, которую сформировала восточно-христианская культура, предложившая
синтез Неба и Земли, витального и сакрального, теллургического и
теократического начал. * Геобиоценозы - естественно
сложившиеся эволюционные звенья, объединяющие геологические и биологические
элементы нашей планеты в неразрывную и гармоничную взаимоподдерживающую
систему. В
этой картине мира Земля имеет особый статус: это не кладовая сырья и
энергоносителей и не «мастерская», а колыбель жизни, из которой человека грозят
сегодня выбросить, заманивая благами технического прогресса. Индустриализация и
урбанизация как порождение Модерна — суть формы наступления на жизнь.
Следовательно, человечеству предстоит выработать альтернативные формы
постиндустриализма и постурбанизма. Необходимо, чтобы наши социальные практики
соответствовали другой, противоположной формуле: Ж-П-Ж, в
которой практики (П) становятся средством самовозрастания, самоутверждения
жизни. Для
того чтобы таким образом повернуть «колесо истории», т.е. противопоставить
энтропийным практикам Модерна жизнеспособную альтернативу, необходимо наделить
человека новой функцией — носителя жизни (не в значении одной только детородной
способности). Сегодня создается впечатление, что человечество ведет с планетой
Земля игру «с нулевой суммой»: прирост населения означает возрастание
антропогенной нагрузки на планету — вплоть до разрушительных перегрузок. Основываясь
на этом, западные эксперты предупреждают об опасностях перенаселения, при этом
связывая основную угрозу с демографическим бумом «недоразвитого Юга». Однако
здесь необходимо раскрыть софизм западных демографических алармистов: когда они
оценивают опасности, вытекающие из роста населения «третьего мира», они
проецируют на него технологические стандарты самого Запада. Необходимо
уточнить, о демографическом буме какого антропологического типа идет речь:
того, кто во всеоружии современной техники довершает «завоевание природы», или
того, кому соответствующие практики до сих пор остаются чуждыми или, по меньшей
мере, недоступными. |
Реклама: |